Призвание апостола Матфея

Автор: Караваджо
Арт-стиль Итальянская живопись
Тематика: Религия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

«Призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo) — картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.

По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля (Маттео Кантарелли) капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино (Cavalier d'Arpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда Контарелли Вирджилио Крешенци разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо. Это была первая работа художника, предназначенная не для частных заказчиков, а для широкой публики. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея.

Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение — Мф. 9:9: 
…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. 

Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках. Охранники, вооружённые молодые люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В изумлении, он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения. 

Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр — лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился лишь на мгновение — его босые ноги повёрнуты к выходу. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки, исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. 

В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и именно это создало огромную популярность его картинам.

Другие работы автора: