Притча о слепых

Автор: Брейгель Питер
Арт-стиль Жанровая живопись
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Питер Брейгель Старший - Притча о слепых (De parabel der blinden),

Год создания: 1568

Холст, темпера. 

Оригинальный размер: 86×154 см

Музей Каподимонте, Неаполь


«Притча о слепых» (нидерл. De parabel der blinden) — картина Питера Брейгеля Старшего. Другие названия — «Слепые», «Слепой ведёт незрячего».

Описание картины Питера Брейгеля «Притча о слепых»

В 1568 Брейгель написал «Притчу о слепых». В наши дни картина хранится в Неапольском Каподимонте.

В период революционных действий в Нидерландах весь люд сражался с Испанией за свою независимость. К этим событиям имел непосредственное отношение Брейгель. Он славится не только своим художественным мастерством, но и мыслью, которую всегда мог донести до обывателя. Художник неустанно искал смысл жизни. И ему удалось немало определить за отведенное ему время.

Главной темой всех работ автора считается изображение ремесленников и крестьян из Нидерландов. Это первый автор живописных работ, показавший на своих полотнах человеческий труд. Ему не нужен был идеальный образ трудяги. Живописец максимально приближал их к естественному виду, делая их грубыми и непосредственными.

Картины автора были снабжены озорным юмором. Отлично дополняют их гротескные образы нищего сегмента и калек. Именно их Брейгель показывал чаще всего. Те, кто изучал биографию художника, отмечают, что он даже специально облачался в одежду крестьян и шел по деревням, собирая информацию о жизни обычных людей, которых он изображал на своих полотнах.

Все полотна художника буквально пропитаны своим особым характером притч. Каждое из полотен несет в себе не только людские образы. Это еще и живописные пейзажи, и насыщенный фон с историческим содержанием. Более всего это отражает шедевр «Притча о слепых». Именно на ней показана знаменитая поучительная история о незрячем, который вел таких же, как он, слепых. Эта притча известна из библейских сказаний. Ее суть состоит в том, что если один слепой ведет другого незрячего, то вместе они упадут.

У работы автора есть и другие, не менее известные, названия. Например, «Слепые», «Слепец ведет слепцов», «Незрячий ведет слепых» и другие. 


Питер Брейгель Старший. «Притча о слепых» (1568)

«Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Библия

Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме.

Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса. «Притча о слепых» — картина, имеющая другие названия — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего».

Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками.

Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение — от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер.

По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо — оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд завершает путь слепцов— жизненный путь людей. Но тем более чист — безлюден и чист — пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди.

И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет — стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом— выдает ее трагическую и напряженную безысходность. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма.

Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель. Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления».

*** 

Уильям Карлос Уильямс. Из книги «Картинки по Брейгелю»

ПРИТЧА О СЛЕПЫХ

Страшно но хорошо сделана
Притча о слепцах
без единого всплеска красного

в композиции где
группа нищих по диагонали вниз
ведет друг друга

через весь холст,
от левого края
чтобы свалиться в канаву

которой и обрываются
картина и композиция возвращая
к слепоте и незрячести

явленной в лицах
в грязной щетине изгоев
их жалких пожитках

на заднике чуть различимы
заводь прачка крестьянский
домишко шпиль церкви

лица подняты словно бы
к свету небес
ничего лишнего скупость

композиции где один
за другим держась за посох
уверенно бредут навстречу катастрофе

Перевод с английского: Антон Нестеров

Уильям Карлос Уильямс (William Carlos Williams) — один из крупнейших американских поэтов XX века, лауреат Национальной книжной премии (1950, первое присуждение), Пулитцеровской премии (1963, посмертно) и ряда других наград.

Другие работы автора: