Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва

Автор: Крамской Иван
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Иван Крамской. «Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва» (1885). Холст, масло. 113 x 94 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия

В 1885 году Крамской хлопочет о Репине, защищает его «Ивана Грозного», напомнившего россиянам о судьбе героев «Народной воли». И в этом же году пишет портрет Владимира Соловьева, который бесстрашно выступил против смертной казни первомартовцев. Философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев - сын прославленного историка.

28 марта 1881 года Владимир Соловьев прочитал публичную лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. За это он навсегда был отстранен от преподавательской работы.

Портрет Соловьева необыкновенно красив. Изящная фигура в темном на фоне резного кресла. Тонкое лицо, мощный лоб под прекрасными темными волосами, тонко вырезанные ноздри, глубокие темные глаза. Темный ультрамарин слепит синим пламенем в этом портрете: синий костюм, черно-синие волосы. Этот ультрамарин через годы будет употреблять Врубель для своих «Демонов».

Крамской был уникальным в своем роде портретистом, чье искусство оказало формирующее влияние на многих русских художников. Крамской учил не смотреть на модель, а видеть ее суть. Он многое сумел увидеть и передать в портрете, изысканность которого чем-то неуловимо напоминает и красоту теократических утопий Соловьева, и строки философских стихов предтечи русского символизма. Еще не написаны поздние эстетические сочинения, полные надежды на то, что София - мудрость и красота, воплощение идеи всеединства спасет мир, а Крамской уже видит устало свисающую с подлокотника тонкую руку, надломленность стройной фигуры, иронию во взгляде. Словно, пережив свои надежды и разочарования, заглядывает в будущее сидящего перед ним человека, провидчески ощущает ожидающую его горечь духовного кризиса.

Какое-то странное черно-фиолетовое свечение исходило от холста Крамского. Репин, увидавший это произведение великого портретиста, был потрясен глубиной исследования человека: «Ах, Иван Николаевич, что ж это вы можете, что ж это вы говорите нам всем!»

Прошли годы, и Валентин Серов прочел Репину стихи Владимира Соловьева, которые Репин принял в себя сразу и часто произносил их в старости. «Это стихи об искусстве портрета», - говорил Репин.

В.С.Соловьев Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами.

Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете.

Другие работы автора: