Портрет дамы в голубом

Автор: Томас Гейнсборо
Арт-стиль Романтизм
Тематика: Портрет
Тэги: Дама в голубом, Portrait of a Lady in Blue
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Томас Гейнсборо - Дама в голубом (Portrait of a Lady in Blue)

Годы создания - около 1780

холст, масло.

Оригинальный размер - 76×64 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо. Написан около 1780 года, в период наивысшего расцвета его художественного мастерства. Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747). Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении. Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн[en] тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок».

Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. З. Хитрово́ (1848—1912) для его частной коллекции английской портретной живописи. К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. В 1912 году по его завещанию вся коллекция, включая данный портрет, была безвозмездно передана Эрмитажу, где портрет находится в настоящее время (инв. № 3509). Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено. В Эрмитаж картина поступила в 1912 году. «Портрет дамы в голубом» кисти Т. Гейнсборо - одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Хотя художник не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, но ярче всего он проявил себя как портретист. Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели. Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки, как выдающийся художник Д. Рейнолдс.


Единственная картина английского художника Томаса Гейнсборо, которая находится в России, - это «Дама в голубом»(Portrait of a Lady in Blue). Портрет английской аристократки выставляется в Государственном Эрмитаже, и для многих людей является символом этого музея.

Гейнсборо закончил работу над портретом примерно в 1780 году, в период расцвета его художественного мастерства. До сих пор точно неизвестно, кто изображен на картине, многие исследователи творчества художника склоняются к версии, что это герцогиня Елизавета Бофорт, дочь адмирала Боскауэна. Хотя эта версия не является бесспорной, в искусствоведении часто используют альтернативное название картины «Портрет герцогини де Бофор» (французский вариант титула).

Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Джорджианы». Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность.

В Эрмитаж портрет попал из частной коллекции егермейстера А.З. Хитрово, который увлекался английской портретной живописью. 


«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо. 

«Дама в голубом» - единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Вопрос о прототипе является дискуссионным. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор. 

Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» - пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века. Узкие покатые плечи, стройная шея с грациозным изгибом, напоминающая цветочный стебель, сложная конструкция высокой прически, венчаемой шляпкой с перьями, довольно интенсивный искусственный румянец, использование пудры не только для лица, груди и шеи, но и для тонирования парика – всё это типично не только для Англии Гейнсборо, но и для России второй половины XVIII

Другие работы автора: