Положение во гроб

Автор: Караваджо
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Религия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа. 

В темно-синем одеянии — святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура — это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа. Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты. 

Композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и Рафаэль в начале 16 века и маньеристы за полвека до Караваджо.

В картине «Положение во гроб» тело Христа не пугает нас своим видом. Оно находится на переднем плане. Весь свет падает именно на него. Караваджо максимально приближает нас к происходящему. Мы как будто стоим на краю могилы. Край плиты и локоть Никодима словно вот-вот прорвут пространство картины. 

На картине учителя Караваджо, Петерцано нам словно демонстрируют тело Христа. Он возлежит так, чтобы его мертвое тело выглядело максимально благородно. Персонажи одеты в красивые атласные ткани. А на заднем плане Вероника держит свою вуаль с ликом Христа. Так, чтобы вам было хорошо ее видно. В этом всем чувствуется театральность. 

Караваджо преследует в своей картине другие цели. Он хочет вовлечь зрителя в действие, Никодим смотрит в сторону зрителя, как будто следующим порывом он передаст тело Христа нам. Такого раньше живопись не знала. Это чисто караваджинский приём.

Большинство современников Караваджо следовали моде зарождающегося Барокко. Переполняя свои картины помпезной символикой и пухлыми ангелочками. Караваджо терпеть не мог аллегорий. Лишних деталей. Он хотел, чтобы его картины мог понять любой. Чтобы чувства персонажей были искренни. В этом он был полной противоположностью маньеристов*. Чья живопись скорее напоминала ребусы для самых образованных. Картины Караваджо были предельно понятны. В его «Положении во гроб» нет ничего, что бы отвлекало ваше внимание от главного сюжета. Разве что одинокий могильный цветок. 
Его персонажи даже одеты очень просто. Никаких шелков. Никакого ультрамарина. И уж тем более милых ангелочков. Да и позировали ему всегда люди с улицы. Подходящие лица он находил среди простых трудяг и проституток. Так, Мария Клеопова (та, что воздела руки) — это проститутка Филлида. Она же позировала ему и для других его картин. Например, для «Марфы и Марии Магдалины». 

Караваджо изобразил святую Марию. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя, это не старуха, это женщина за 50, убитая горем. Например, Карраччи следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине «Пьета» — примерно одного возраста.

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа. Никодим также на пределе сил. Вены на ногах вздулись. Он держит свою ношу из последних сил, они словно медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне — кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом. Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее «подвальной». Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества. 

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной. 
Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо.

«Положение во гроб» — сюжет очень печальный. Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу. 

Караваджо был реформатором живописи и основателем реализма. И «Положение во гроб» одно из величайших его творений.

Другие работы автора: