Похороны писателя Виктора Гюго

Автор: Беро Жан
Арт-стиль Французская живопись
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Жан Беро «Похороны писателя Виктора Гюго» (1885) 

Холст, масло.

Музей Карневале, Париж

22 мая 1885 года умер великий французский писатель Виктор Гюго. Его похороны были назначены на 1 июня. Вот что писали газеты: «Несмотря на дождь, который лил всю ночь, и не было похоже, что он прекратится к утру, тысячи людей высыпали на улицы, чтобы проводить тело Виктора Гюго к месту его погребения — к Пантеону». В похоронах участвовало до трёх миллионов человек — чуть ли не всё население Парижа.

Невозможно ответить на вопрос: «Все ли провожающие читали произведения Виктора Гюго?» Но нет никаких сомнений, что они слышали о его романах, о героях его произведений. Виктор Гюго едва ли не первый проник в душу низшего сословия, отверженных, презираемых. Один абзац его «Собора Парижской богоматери» — как факел, выхвативший из ямы пренебрежения и унижений человека с его понятиями о чести и достоинстве.

«Он был прекрасен, этот сирота, подкидыш, это отребье; он чувствовал себя величественным и сильным, он глядел в лицо этому обществу, которое изгнало его, но в дела которого он так властно вмешался; глядел в лицо этому человеческому правосудию, у которого вырвал добычу, всем этим тиграм, которым лишь оставалось ляскать зубами, этим приставам, судьям и палачам, всему этому королевскому могуществу, которое он, ничтожный, сломил с помощью всемогущего Бога».

Свидетели похорон писали, что те, кому посчастливилось наблюдать это событие, не смогут его забыть никогда — настолько оно было великолепно. И не только пышность, торжественность, но и жажду народа увидеть последний путь своего кумира запечатлели фотографы, корреспонденты, художники. Публика по всей длине улиц стояла в окнах, висела на деревьях (и падала вместе со сломанными ветвями), а некая дама, чтобы видеть процессию, взобралась на дымоходную трубу.

Французский художник Жан Беро был свидетелем события, которое потрясло не только Францию, но и весь мир. На его картине — площадь Конкорд и Триумфальная арка. Сумерки, видно пламя факелов, отсвечивающее на мокрой мостовой и на драпировке арки.

Публика хочет видеть, что происходит: принесли высокие стремянки. Галантные мужчины предоставили лучшие для обзора места женщинам и страхуют их, поддерживая и стремянки, и женщин. Мужчина справа даже подставил плечо, чтобы даме было удобнее. (Кстати, женщины — разных сословий: слева — служанка в белом переднике, в центре и справа — зрительницы более высокого общественного положения). Случайно или нет, на переднем плане три человека в рабочей одежде с рабочими принадлежностями: фартук, подобие тряпки и ведро, свободная блуза и растоптанные штиблеты, бесформенные брюки и разваливающиеся туфли…

Виктор Гюго хотел, чтобы на кладбище его везли в простейшей телеге. Это было выполнено частично: дроги везли его до Триумфальной арки, где гроб установили в громадный катафалк.

Автор: Борис Рохленко 

Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/77572/

© Shkolazhizni.ru

Другие работы автора: