Пир Валтасара

Автор: Рембрандт
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Пир Валтасара 1634 Рембрандт
Лондонская галерея

Легенда о последнем царе Вавилона — Валтасаре. "Царствие твое измерено, взвешенно и отдано персам" - гласит надпись

Рембрандт

Пир Валтасара. 1635

нидерл. Het feestmaal van Belsazar

Холст, масло. 167 см × 209 см см

Лондонская национальная галерея, Лондон

Пир Валтасара (нидерл. Het feestmaal van Belsazar) — картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна, созданная в 1635 г. Основой послужил библейский сюжет из Книги Пророка Даниила (V, 1—30), входящей в Ветхий Завет. Картина находится в Лондонской Национальной Галерее (Великобритания).

В XVII веке барокко вышло за пределы Католической церкви. Этот стиль через картины вошёл в первую очередь в дома королевских семейств, а затем и мелкой аристократии. Европейские династии стремились поддерживать и укреплять разными способами идею божественного происхождения их власти в умах своих подданных. Знаменитые художники были прекрасными исполнителями этих целей. Протестантский север Европы был вдохновлён стилем барокко, где образовалось немало его последователей. Вскоре появилось множество различных жанров, удовлетворявших разнообразные вкусы заказчиков, но сохранявших общие для барокко принципы. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн. После завершения периода работы в Лейденской мастерской, в 1631 году, он перебирается в Амстердам, где свойственная ему манера написания картин снискала славу и спрос. Творение «Пир Валтасара» было написано в момент эмоционального взлёта и признания Рембрандта как выдающегося художника. Начиная с картин «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена. В этот период заказы сыплются к нему один за другим; можно предположить, что и картина «Пир Валтасара» был заказом со стороны одного из влиятельных знакомых. Работа над этой картиной заняла два года, с 1634 по 1636, в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов Еврейской общины Амстердама.

После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну — Валтасару. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось на протяжении многих дней. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаждать город. В один момент для всего множества наложниц, вельмож и гостей стало недоставать посуды, и царь распорядился принести золотые ритуальные приборы, награбленные ещё Навуходоносором из храма в Иерусалиме. После этого кощунства на стене появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена. Опомнившись от ужаса, Валтасар призвал гадателей, мудрецов и чернокнижников, приказав им расшифровать послание. Однако им эта задача оказалась не под силу. Тогда мать царя посоветовала обратиться к человеку по имени Даниил. Вскоре после своего прибытия в дворец прорицатель расшифровал таинственное послание. Даниил поведал, что за неугодные Богу деяния и осквернение святынь Валтасара настигнет погибель, а царство его будет разделено между мидянами и персами. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь был найден мёртвым.

Полотно выполнено в свойственных творчеству художника жёлтых, коричневых и золотистых тонах. Группу пирующих он специально выделил, придав им свечение, которое поглощает тьма, распространяющаяся от таинственной надписи. В «Пире Валтасара» Рембрандт блестяще удалось передать эмоции, которые испытывают все участвующие лица. Он умело передал изумление и страх, подчёркивая выражения лиц динамичным фоном: например, изобразил вино выплескивающимся из священных сосудов, добавив тем самым символизма своей работе. Классическая манера исполнения, присущая Рембрандту, отличает композицию, где в центре картины — Валтасар, а вокруг него жена, наложницы, слуги, жрецы и охранники. Однако внезапно время останавливается, и неподдельный глубокий ужас отображается у всех на лицах, а сам царь словно прикрывается рукой от опасности.

Особенное расположение букв на знаменитой огненной надписи, появившейся на стене, не случайно — в то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским мудрецам не стоило бы труда прочесть их без посторонней помощи, однако в Библии сказано, что надпись была зашифрована и тайну шифра Бог открыл одному лишь пророку Даниилу.

Произведение выполнено масляными красками на холсте. Художественный стиль — барокко. Техника исполнения — станковая живопись. Был выбран горизонтальный формат картины, поскольку он традиционно рассчитан на создание иллюзии глубины пространства картины. Размер деревянной рамки — 167 см×209 см. Искусствоведы отмечают близость картины творчеству современного Рембрандту художник — Паулюса Бора.

Другие работы автора: