Натюрморт с яблоками, 1893-94

Автор: Сезанн Поль
Арт-стиль Импрессионизм
Тематика: Овощи и фрукты
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Итак, Сезанн.

Сезанн, наверное, сделал то, о чем мало-мальски мечтает каждый интроверт - променял оживленный и веселый в то время Париж на 40 лет уединения в окрестностях своего родного дома в Экс-ан-Провансе на юге Франции. Часто повторяющийся сюжет его картин - окрестности тех мест (чем грешили и Моне и Ван Гог).

Он мог по-долгу писать одно полотно, пытаясь зафиксировать все нюансы. Делая акцент на статичных предметах, пытался правдиво передать результат наблюдения, изобразить объект максимально точно. Это то, что сильно отличало его от импрессионистов, которые «ловили момент». Сезанн трактовал  достижением «уверенности». Для него классический ответ художников «я так вижу» звучал скорее вопросительно - «это то, что я вижу?», а затем и «как именно я вижу?». Эта философия Сезанна полностью изменила лицо искусства.

Вот в чем заключалась новация.

Вы можете заявить, что при всей якобы любви к точности изображения, картины Сезанна даже МЕНЕЕ отдают фотографичностью, чем те же пейзажи импрессионистов (с их любовью к ускользающим моментам) и классикам (с их любовью к вымышленным сюжетам).

Но чего пытался добиться Сезанн?

У нас два глаза (чаще всего), оба глаза видят по-разному, с разных сторон, возможно с разным успехом. Более того, редкий человек может непрерывно обездвижено сидеть на месте, созерцая предмет: мы крутимся, ерзаем на месте, отходим, возвращаемся. Думаем, реагируем. В этом вся проблема - КАК в результате всего мы видим окружающий мир? Как показать это в плоском статичном изображении?

Сезанн нашел ответ.

Берем (для начала) совершенно любой его натюрморт - их, благо, великое множество.

Несколько яблок разложено в тарелке, некоторые уютно прячутся за драпировкой. На заднем плане слева стоят ваза, бутылка и кувшин (?), в правой части - скомканая скатерть или полотенце кипельно-белого цвета с яркой окантовкой и прохладными тенями, а слева - радующая глаз ткань с набивным геометрическим рисунком. В центре композиции сахарница. 

Обычный натюрморт каких не мало? - нет.

Сезанн изображает вазу сразу в двух ракурсах: сбоку, на уровне глаз и сверху, как бы заглядывая во внутрь. То же относится и к кувшину, и к сахарнице. Столешницу Сезанн наклоняет вперед, чтобы показать больше яблок в тарелке и материи. С точки зрения линейной перспективы - все вот-вот упадет, но с точки зрения Сезанна, точнее, с двух точек зрения, мы, находясь перед полотном, будто бы встаем и рассматриваем его со всех сторон.

Для него общий план картины важнее, чем отдельные элементы.

Отказ от линейной перспективы делает картину более плоской. Количество зрительной информации увеличино прямо пропорционально исчезновению иллюзии трехмерности. Такой способ изображени требует выверенной четкости - ни одна складка в ткани, ни одно яблоко не лишние, а тщательно подобранные, служащие созданию ритмичной рациональной композиции. 

Цвета предметов и то как они сочетаются, зеркально дополняя друг друга, - все учтено Сезанном. Он создает виртуозные контрасты, поклоняясь колористике, Чистые несмешанные пятна теплых и холодных тонов дарят картине мерцающее свечение, холст буквально источает сочность.

Но несмотря на столь новаторский подход к цвету и компановке изображения, мы видим довольно традиционные тональные переходы. Это позволяет Сезанну связать воедино разрозненные пятна цвета.

Этот и сотни других натюрмортов Сезанна - как молчаливое, но столь живо, яркое свидетельство тому, как он навсегда изменил искусство, открыв дорогу кубизму (где трехмерность и вовсе была отброшена), футуризму, конструктивизму и орнаментальности. исследуя волнующий его вопрос КАК именно мы видим, Сезан пришел к открытию, которая впоследствии привела живопись в революционную область абстрактного искусства!

https://t.me/whatamess

Другие работы автора: