Натюрморт с лебедем

Автор: Снейдерс Франс
Арт-стиль Реализм
Тематика: Натюрморт
Тэги: Лебедь
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Год создания: 1640 год

Основа: дерево

Техника: масло

Оригинальный размер: 162.5 х 235 см.

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Информация: В Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина поступила в 1930 году из Государственного Эрмитажа.


Натюрморты художника Снайдерса — это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок («Натюрморт с лебедем», Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), заполняя все живописное пространство — предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и надают на пол. Яркие контрастные краски, разнообразные фактуры выделяют их на нейтральном фоне, выявляют их декоративные качества. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной жизненной силой, беспокойные линии, их очерчивающие, порождают динамичный бурный ритм. Однако равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции, создают впечатление целостности, монументальности.

«Натюрморт с лебедем» написан в 1640 год, это поздняя работа мастера. Здесь он постарался олицетворить стихии воды, воздуха, земли.  Вода – морские продукты, фрукты – земля, воздух – птицы. В этой многофигурной композиции художник изобразил множество предметов натюрморта – это и лебедь, и олень, и омары, и мидии, и фрукты, и пр. – природа делится с человеком всем изобилием даров.

Натюрморт – это still life – спокойная жизнь или мёртвая жизнь. В XVII же веке натюрморт так не называли. И все предметы, изображённые здесь, совсем не выглядят мёртвыми. Они сохранили тепло жизни и движение жизни. Олень, кажется, только на секунду прилёг, упал, и сейчас поднимется, убежит, а омар, наверное, даже шевелится, несмотря на то, что сварен. То же можно сказать о лебеде. Даже в этих мёртвых животных есть движение жизни.  Снейдерс использовал очень тонкие мазки, чтобы изобразить шкурку зайца, собаки – они, как живые. В верхнем плане полотна голова кабана с открытым ртом смотрится живее попугая, которые клюёт виноград.

Интересно здесь опять проследить зашифрованную символику. Клюющий виноград попугай – это аллегория вкуса (taste). Собака, обнюхивающая дичь – обоняние (sense of smell) , слуга с подносом – осязание (touch). Таким образом здесь зашифрованы человеческие чувства.
Цвет красной скатерти на полотне выбран для усиления контраста.

Корзина фруктов в этом произведении – отдельный шедевр. После Караваджо такие корзины стали очень популярны в искусстве. Но разница с фруктами Караваджо в том, что здесь нет ни единой червоточинки, это зрелая, а не загнивающая натура.

Рассматривать эту картину можно фрагментарно и любоваться каждым предметом.

Особую роль здесь играет красный цвет на скатерти и омаре. В омаре цвет более живой, с него даже сок капает. Вся фламандская мощь и богатство выражены в этом полотне.

Снейдерса называли Рубенсом натюрморта. Одно время они даже работали вместе – Рубенс писал людей, лица, а Снейдерс – натюрморты.

Другие работы автора: