Мыльные пузыри

Автор: Шарден Жан-Батист
Арт-стиль Французская живопись
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) Мыльные пузыри. После 1739. Холст, масло. 60х73.

Жан Батист Шарден — выдающийся французский живописец эпохи Просвещения, один из главных представителей реалистического направления в европейском искусстве ХVIII века. В разное время он учился у П. Ж. Каза, Ш. Бренна, Ж. Ю. ван Лоо и Н. Н. Куапеля.

Популярность у публики имели бытовые сцены из жизни мелкой буржуазии, третьего сословия и простого трудового народа. В них отсутствуют назидательность и сентиментальность. Самые обычные сюжеты, такие как приготовление пищи, стирка, рукоделие, занятия с детьми, приобретают особое, почти ритуальное значение.

С большой теплотой Шарден изображал на своих полотнах детей. Он умело передавал непосредственность их поведения: любопытство, задумчивость, сосредоточенность, наивную доверчивость, растерянность.

Одним из любимых занятий ребят в ХVIII столетии было пускание мыльных пузырей. На данной картине показан юноша, меланхолически выдувающий через соломинку радужный шар. Мальчуган рядом с ним привстал на цыпочки, чтобы разглядеть, как «растет» пузырь. Колорит холста решен в приглушенной охристо-коричневой гамме. Художник прекрасно передал материальность всего изображенного: выщербленный камень, из которого сложен парапет, стакан с мыльной водой, одежду героев и сам переливающийся, тонкий и прозрачный мыльный шар. Этот простой бытовой сюжет скрывает в себе иносказательный смысл, заимствованный из голландской живописи ХVII века на тему vаnitаs. Мыльные пузыри считались символом быстротечности бытия и пустой траты времени. Чтобы подчеркнуть эту идею, мастер сделал главным героем полотна подростка, находящегося на пороге взрослой жизни. Таким образом художник передает основную мысль произведения — не стоит тратить драгоценное время на легкомысленные развлечения.

Шарден всю жизнь рисовал натюрморты и незатейливые бытовые сценки, но сколько нового раскрывали они зрителю в окружающем мире! На представленной картине молодой мужчина выдувает через соломинку мыльный пузырь, желая развлечь ребенка, но сам он настолько погрузился в это занятие, что лицо его приобрело сосредоточенное выражение, а пальцы, вцепившиеся в подоконник, побелели. 

Мыльный пузырь на картине, хрупкое радужное чудо, от которого вот-вот ничего не останется, напоминает о том, что жизнь прекрасна в каждом своем мгновении и эти секунды невозвратны. Шарден не стремился выразить в своей живописи какую-то высокую идею, темой его творчества была поэзия реальности, которая, насколько можно судить по работам художника, оказывается привлекательнее иной выдумки.

Другие работы автора: