Московский дворик

Автор: Поленов Василий
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Пейзаж
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Василий Дмитриевич Поленов - Московский дворик.

Год создания: 1878

Холст, масло.

Оригинальный размер: 64,5 х 80,1 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Московский дворик» — городской пейзаж русского художника-передвижника Василия Поленова, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен (владение 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Этюд был переписан на холсте заново (ракурс немного изменён и расширен вид) и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 года. Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.

На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце ещё не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идёт женщина с ведром, стоит запряжённая в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви. По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи».


Описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

В 1878 году Василий Поленов создает свое знаменитое произведение «Московский дворик». Глядя на картину, каждый вспомнит о дорогих и любимых для сердца местах. В Москве 19 века были тихие уголки, куда еще не проникла городская суета. Вот одно из таких, рядом со старым Арбатом, и перенес на полотно художник.

На картине изображен один из тех жарких летних дней, когда все вокруг будто наполнено солнечным светом. Густая поросль травы как ковром покрывает весь дворик. Белоснежные невесомые облака медленно плывут по небу, солнце всходит все выше, его теплые лучи проникают даже в самые отдаленные закоулки. На заднем плане поблескивает куполами церковь Спаса на песках.

Жизнь московского дворика идет своим чередом. Двор совсем небольшой, но здесь сумели гармонично расположиться дом с прилегающим садом, сарай и колодец. Рядом с постройкой мирно поджидает хозяина запряженная лошадь, жуя сочную траву и отмахиваясь от мух. По тропинке за водой спешит крестьянка, рядом с сараем греются на солнце да копошатся в песке курицы, а неподалеку уже развешено постиранное белье.

Весь дворик испещрен тропинками. Одна из них ведет прямиком к высокому купеческому дому. Другая - к низенькому деревянному колодцу. Ряд вытоптанных дорожек убегают к хозяйственным постройкам.

Для детей одно удовольствие побегать по двору в погожий летний день. В зеленой траве резвятся двое малышей. В сторонке сидит третий и вытирает слезы от обиды, что его не взяли в игру. Вблизи колодца стоит девочка постарше, внимательно разглядывая свою находку.

Жизнь московского дворика течет неспешно и степенно, согласно давно установленному распорядку. Прочувствовать все очарование этой давно ушедшей эпохи сможет каждый, для этого нужно только взглянуть на произведение Василия Поленова. 


А ведь Василий Дмитриевич Поленов мог не написать эту картину. От слова «никогда». В 33 года петербуржец Поленов решает перебраться в Москву. Занятый поисками съёмной квартиры, он очутился на углу Дурновского и Трубниковского переулков в доме Баумгартен, даже не предполагая, что простое решение жилищного вопроса окажется столь судьбоносным. И не только для него самого, но и для всей русской живописи.
«Я ходил искать квартиру, — вспоминал позже художник, — увидел записку, зашёл посмотреть. И прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Так, совершенно незапланированно, появилось одно из самых знаменитых русских полотен XIX века.
В первоначальном варианте (кстати, композиция в нём была вертикальной) на картине был изображён лишь пейзаж – стена барского дома, густая листва старого сада, покосившиеся хозяйственные постройки, песчаные тропинки, свежая зелень травы. Дворик патриархальной Москвы словно дремал в лучах солнца. Позднее Поленов решил оживить полотно и добавил в пейзаж несколько фигур – детей, женщину с тяжёлым ведром, домашних животных.
Когда в 1878 году академик живописи Иван Крамской предложил Поленову представить одну из своих работ на выставке товарищества художников–передвижников художник испугался, ибо среди своих работ не находил достойной для столь ответственной выставки, а в успехе своего «дворика» сильно сомневался. Однако отправил его на выставку, где «Московский дворик» стал настоящим открытием, заслужив самые высокие оценки зрителей, критиков, коллег–художников, а также знаменитого мецената, коллекционера и покровителя искусств Павла Третьякова. Павел Михайлович, после окончания выставки, купил её для своей галереи, где она находится и поныне. Впоследствии «Московский дворик» стал знаменит настолько, что художник стал получать заказы на авторские копии картины.
Уже давно не существует ни старинной усадьбы, ни сараев, ни тропинок, запечатлённых Поленовым. От былого пейзажа остался только Храм Спаса Преображения на Песках, ещё в 40–х годах прошлого века названный памятником московского зодчества и охраняемый государством. И только полотно Василия Дмитриевича Поленова сохраняет для потомков аромат той старой, патриархальной Москвы.


Московский дворик 1878 Поленов. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Холст, масло. 64,5×80,1 см

«Московский дворик» - одна из самых знаменитых работ Поленова. Написанная в 1878 году. В этом светлом сюжете художник отобразил типичный уголок старой провинциальной Москвы, увиденный летним солнечным утром. Шатровая колокольня и церковь высятся над уютным особнячком с ампирным портиком и примыкающими хозяйскими постройками. Возле тропинки играют дети, чуть поодаль остановилась лошадь, впряженная в телегу. Вдалеке гуляют куры, хозяйка с ведром направляется к колодцу. Весь этот мирный идиллический быт тщательно и с любовью передан в яркой воздушной пленэрной живописи.

Картину приняли на шестую передвижную выставку; автор очень смущался, что столь обыденный сюжет, созданный под впечатлением быстро, легко и без особых затруднений, заинтересовал Товарищество таких маститых художников, как Маковский, Саврасов, Крамской, Ге и других.

На выставке даже рядом с полотнами знаменитых живописцев эта работа имела неожиданный успех, возле неё подолгу толпились зрители. Вскоре "Московский дворик" приобрёл знаменитый меценат Третьяков для своей коллекции, что было настоящей удачей и очень воодушевило художника.

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая 1844 – 18 июля 1927) – один из выдающихся русских художников, много работавший в жанровой живописи и оставивший значительный след в развитии отечественной пейзажной школы. Он явился одним из ее реформаторов, привнесшим понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения, оказав, таким образом, большое влияние на мастеров последующего поколения.

Поленов не только замечательный живописец, талантливый театральный организатор и декоратор, а так же композитор. Его влияние и вклад в развитие живописи остается огромным и неоценимым. Творчество художника удивительно многогранно: во многих видах искусства он оставил яркий след. Василий Поленов вошел в историю русского искусства и культуры как масштабная деятельная личность, способствующая просвещению своих благодарных соотечественников.

Другие работы автора: