Менины

Автор: Веласкес Диего
Арт-стиль Барокко
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Менины (Фрейлины). Описание картины Веласкеса


В 1656 году Веласкес пишет картину "Менины" («Фрейлины»). Картина и жанровая сцена, и групповой портрет одновременно. Все люди, изображенные на ней — реальные жители Алькасара. Сюжет различно толкуется разными авторами. Но, по существу, не имеет большого значения, вошла ли инфанта Маргарита со своей свитой в комнату, где Веласкес пишет портрет короля и королевы, или он работает над другим холстом, а король и королева лишь заглянули в его мастерскую. В большой затененной комнате, на переднем плане мы видим инфанту Маргариту и двух ее фрейлин. Одна из них, опустившись на колено, подает девочке поднос с кувшинчиком воды. Но Маргарита как будто уже забыла о том, что хотела пить, устремив взгляд к королю и королеве, отражение которых видно в зеркале, висящем в глубине.

Вторая фрейлина, не спуская глаз с порученной ее заботам инфанты, слегка склонилась над ней. Карлица, изображенная в правом углу картины, смотрит на короля и королеву. Двое придворных за ее спиной будто шепчутся о чем-то. В открытой двери видна фигура человека, видимо придворного, остановившегося на ступенях и тоже на миг застывшего. Карлик справа толкает ногой большого пса, требуя, что бы он встал в присутствии высоких особ, но тот полон безразличия и не собирается подняться. Слева стоит сам Веласкес перед большим мольбертом. Композиция построена так , что впечатление мгновенно зафиксированного случайного момента реальной жизни не преодолимо.

Кажется, что зритель через века заглянул в жизнь прошлого, а не в ее отражение, проник в сумрачные, интимные комнаты дворца, увидел в будничной обстановке членов королевской семьи, шутов и собак, служащих для их развлечения, и придворных — в том числе самого художника, — находящихся при исполнении своих повседневных обязанностей. Еще никто не изображал так королевский дворец и его обитателей. Нет внешнего блеска, нет величия, ослепляющего воображение. Повседневная жизнь дворца обыкновенна и незначительна, как обыкновенны и незначительны большинство людей, его населяющих. Сами король и королева не только не являются центром картины, но видны лишь отодвинутые в глубину их отражения в зеркале. Широта, свобода и разнообразие живописи служат передаче цельного зрительного восприятия сцены художником, и света и тени, воздуха, того биения жизни, которое ничто не оставляет неподвижным, надолго застывшим в определенных границах и контурах.

Зритель может с эстетическим наслаждением рассматривать живопись вблизи, любуясь самой поверхностью холста, разнообразием красочного слоя, его фактуры, чудесной комбинацией цветовых соотношений. Но попытки проанализировать и свести в схему тайну этого мастерства остаются бессильными. Результатом же его является при восприятии картины с некоторого расстояния как бы исчезновение самой живописи и ошеломляющее ощущение реальности сцены без утраты волнующего чувства красоты.

Другие работы автора: