Мальчик, укушенный ящерицей

Автор: Караваджо
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Караваджо. « Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) 
Холст, масло. 66 x 49,5 см 
Лондонская Национальная галерея, Великобритания 

На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица. Сама ящерица остается в тени, и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. 

Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны. Достоверностью изображения поражает и лицо ребенка: глаза, пухлый, открытый в испуге рот -все это дает почувствовать удивительную правдивость происходящего и свидетельствует о возросшей реалистичности работ Караваджо.


Мальчик, укушенный ящерицей
1596
Караваджо

Есть два варианта, оба подлинники, один хранится в Фонде имени Роберто Лонги во Флоренции, другой в Лондонской галлерее. Различия между ними минимальны

Караваджо

Мальчик, укушенный ящерицей. 1594—1596

итал. Ragazzo morso da un ramarro

Холст, масло

Национальная галерея, Лондон

«Мальчик, укушенный ящерицей» (итал. Ragazzo morso da un ramarro) — картина Караваджо, итальянского живописца эпохи барокко. Существует в двух вариантах, оба считаются подлинными произведениями Караваджо, один хранится в Фонде имени Роберто Лонги во Флоренции, другой в Национальной галерее в Лондоне. Различия между двумя версиями минимальны.

Считается, что обе версии написаны в период с 1594 по 1596 год. По мнению искусствоведа Роберто Лонги, картины написаны, вероятнее, ближе к концу этого периода, учитывая, что полотна имеют все признаки ранних работ, написанных во владении кардинала Франческо Дель Монте, покровителя Караваджо, и что художник не появлялся на кардинальской Вилле Мадама до 1595 года.[1]

Как и в отношении всех ранних работ Караваджо, многое остаётся предположительным, и личность модели вызывает споры.

По одной из теорий, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода; начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов или Гадалка, Марио выглядит менее женственно.

Майкл Фрид предположил, что на картине представлен замаскированный автопортрет самого Караваджо. Фрид утверждает, что положение рук изображённого юноши — одна вытянута, другая поднята вверх — совпадает с положением рук художника, держащего палитру во время работы над картиной.[2]

Согласно Леонарду Дж. Слеткесу, символизм картины, скорее всего, восходит к римской статуе «Аполлон, убивающий ящерицу», изображающей сцену, в которой ядовитая Саламандра торжествует над богом, в то время как расположение различных фруктов предполагает четыре темперамента, а сама Саламандра во времена Караваджо символизировала огонь. Изображение Саламандры также несло фаллические коннотации, и картина, возможно, была вдохновлена эпиграммой Марциала: «Ad te reptani, puer insidiose, lacertae Parce: cupit digitis illa perire tuis.[3]»

Поза укушенного мальчика, возможно, стала результатом эксперимента, предпринятого Караваджо: зафиксировать и отобразить острые эмоции — удивление и страх — в ситуации позирования натурщика, который не может изображать их в течение достаточно длительного времени. Критики Караваджо настаивают, что метод письма с натуры, которому был привержен художник, содержит существенное ограничение: с его помощью хорошо создавать статичные композиции, но не сцены движения или насилия. Только в позднем периоде Караваджо полностью преодолел эту проблему, освоив письмо от воображения. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх», и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера».

Другие работы автора: