Леди из Шалот

Автор: Уотерхаус Джон
Арт-стиль Прерафаэлиты
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Джон Уильям Уотерхаус - Леди из Шалот (The Lady of Shalott).

Год создания: 1888

холст, масло.

Оригинальный размер: 200 × 153 см см

галерея Тейт, Лондон

«Леди из Шалот» (англ. The Lady of Shalott) — одна из самых известных картин английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, созданная в 1888 году. Это первая версия картины, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта).

Среди поздних прерафаэлитов особое место занимает Джон Уотерхаус, который известен благодаря женским образам, заимствованными им из литературы и мифологии. Славу и признание художнику принесла картина «Леди из Шалот» (1888), созданная им на основании одноименной поэмы А. Теннисона. В дальнейшем Уотерхаус еще дважды обращался к этой поэме и развивает эту тему в картинах «Леди из Шалот смотрит на Ланселота» (1894) и «Меня преследуют тени» (1911).

Творчество Теннисона пользовалось популярностью среди прерафаэлитов, и Уотерхаус не единственный кто использовал его сюжеты для своих картин (Данте Россетти, Холман Хант, Артур Хьюз). Хотя Теннисон в поэме «Леди из Шалот» рассказывает о несчастной любви, Уотерхаус и другие прерафаэлиты старались наполнить свои работы немного другим смыслом: роль женщины в семье и обществе, конфликт между личными надеждами женщины и ее общественными обязанностями.

В поэме Теннисона «Леди из Шалот» (в русском переводе «Волшебница Шалот») одна из легенд цикла о короле Артуре. В ней рассказывается о девушке Элейн, которая проклята - она вечно должна находиться в башне на острове Шалот, который расположен на реке, омывающей берега Камелотв, и ткать бесконечное длинное полотно. Никто не знает об Элейн, а сама она даже не может смотреть в окно. В ее комнате висит огромное зеркало, показывающее ей все, что происходит в мире и девушка вышивает на гобелене все то, что видит в зеркало. В один прекрасный момент Элейн видит Ланселота, скачущего в Камелот, и бросается к окну, чтобы увидеть его вживую. И проклятье исполняется – зеркало трескается, а гобелен распускается. Девушка понимает, что обречена и бежит из башни. В надежде добраться до Камелота, она находит лодку, плывет в ней по реке и поет песнь, но погибает прежде, чем попадает в замок. Ее тело находят местные жители, а Ланселот восхищается ее красотой. Таково содержание поэмы Теннисона.

На картине «Леди из Шалот» Уотерхаус изображает Элейн, когда она сидит в лодке, держа в руках цепь, которой была привязана лодка к берегу. Рядом, частично погруженный в воду, лежит гобелен, когда-то бывший смыслом ее жизни, а теперь забытый. Распятие и свечи превращают лодку в погребальную ладью. Горящие свечи символизируют жизнь, и то, что две из трех уже потухли, означает – Элейн осталось жить недолго. Она смотрит на них с одиноким, грустным и отчаявшимся выражением лица. 

Пейзаж на картине прорисован весьма небрежно, что нехарактерно для прерафаэлитов, кторрые всегда стремились изобразить природу максимально достоверно.

Вторая картина Уотерхауса по этой поэме («Леди Шалот смотрит на Ланселота») по композиции напоминает работу другого прерафаэлита Холмена Ханта «Леди из Шалот». Здесь художник изобразил Элейн в момент «падения» -  девушка смотрит из окна своей башни на проезжающего рыцаря. Вокруг ее колен обмотаны нити гобелена, а за спиной висит уже треснувшее зеркало. Но и как в более ранней картине, здесь художник не осуждает поступок героини, а, наоборот, сочувствует ей.

Полное название третьей картины «Меня преследуют тени», - сказала леди из Шалот». В названии Уотерхаус использовал цитату из поэмы Теннисона. Однако здесь художник немного отошел от классического сюжета – Элейн одета в ярко-красное, а не белое платье. А ее поза напоминает позу Мирианы из одноименной картины (1851) Милле – позу полную затянувшегося ожидания и некой сексуальной истомы. Сама работа выполнена в строгом соответствии со стилем прерафаэлитов и, в некотором роде, является канонической для направления.

Комната Элейн освещена солнцем и полна ярких тонов. Уотерхаус очень точно передает чувство скуки и томления, что делает вероятность нарушения проклятья лишь вопросом времени.


 Джон Уильям Уотерхаус. «Леди из Шалот» (1888) 

Холст, масло. 200×153 см
Галерея Тейт, Лондон 

Одна из самых известных картин английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, созданная в1888 году. Это первая версия картины, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот». В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. 

Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается. 

«Порвалась ткань с игрой огня, 
Разбилось зеркало, звеня. 
Беда! Проклятье ждёт меня!» — 
Воскликнула Шалот» 

Тогда Леди из Шалотт, зная, что ее ждет смерть, села в лодку и поплыла по реке к Камелоту. Когда лодка причалила к берегу, женщина была уже мертва. Ланселот склонился над ней, заметил что она была прекрасна, и попросил для нее Божьего благословения. 

Поэзия Теннисона была очень популярна среди прерафаэлитов, к которым примыкал Уотерхаус. Хотя в данном случае Теннисон пишет о трагической любви, художники (Холман Хант, Россетти, Артур Хьюз, Уотерхаус) всегда наполняли картины по «Волшебнице Шалот» своим смыслом и отражали мировоззрение людей Викторианской эпохи, избирая для иллюстрации разные сюжетные отрывки и по-разному интерпретируя статус женщины. Возрастала роль женщины как хранительницы домашнего очага, а прерафаэлиты, в то же время, показывали внутренний конфликт между частными, личными надеждами и общественными обязанностями женщин. 

Уотерхаус изображает Леди из Шалот в тот момент, когда она уже сидит в лодке и держит в руках цепь, которая крепит лодку к берегу. Рядом лежит гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни, а теперь забытый и частично погруженный в воду.Свечи и распятие делают лодку похожей на погребальную ладью,Элейн смотрит на них с грустным, одиноким и одновременно отчаявшимся выражением лица. В то время свечи символизировали жизнь, на картине две их них задуты. Автор намекает, что Элейн осталось жить совсем недолго. Рот девушки открыт: она поёт прощальную песню. 

Пейзаж нарисован небрежно — Уотерхаус отступил от прерафаэлитских традиций, когда природа изображалась максимально достоверно и подробно.

Другие работы автора: