Лаокоон

Автор: Греко Эль
Арт-стиль Французская живопись
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Эль Греко «Лаокоон» (1610 – 1614) 
Холст, масло. 142 х 193 см 
Национальная галерея искусства, Вашингтон, США 

В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» — единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. 

В картине «Лаокоон» можно найти некоторые внешние приметы мифологической легенды: изображение Лаокоона и его сыновей, терзаемых змеями, фигуры богов-мстителей, троянского коня, город на дальнем плане. Но все неузнаваемо преображено художником. Боги — те же призрачные существа, что и в других картинах мастера; Лаокоон и его сыновья — христианские мученики, с покорным смирением принимающие божественную кару. Их тела совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны, и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица. Олицетворение гибнущей Трои — это образ Толедо, изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко.


Эль Греко. «Лаокоон» (1610) 
Холст,масло.137,5 x 172,5 см 
National Gallery of Art, Washington DC, USA 

Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». На ней изображены герои мифа о Троянской войне, согласно которому жрец Лаокоон, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. 

В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко. Однако он творчески переосмыслил известный миф, применив его к современности, причем из всех известных на сегодняшний день произведений Эль Греко, «Лаокоон» - единственное на мифологический сюжет. В поздний период творчества мастер редко использовал горизонтальные композиции, скорее узкие и высокие форматов картин. Однако и в «Лаокооне» присутствует стремление ввысь, обусловленное вытянутыми фигурами по краям картины. 

На фоне крепости Толедо, предстающей в образе легендарной Трои, изображены крупные обнаженные человеческие фигуры. Жрец и один из его сыновей уже повержены на камни. Юноша безвольно раскинулся на земле, проиграв битву с суровым роком. Пожилой, но крепкий отец, напрягая все силы яростно борется с змеей. Однако битва почти проиграна и гибели не избежать, можно лишь немного отсрочить. Второй юноша еще стоит на ногах, но и его гибель уже предрешена – змея кусает его бок. С бессильным отчаянием взирает он в небо, но спасения нет, небеса глухи к мольбам несчастного. 

Справа расположены фигуры, ставшие свидетелями трагедии. Долгое время зрители могли видеть лишь две фигуры. Во время реставрации, проводившейся в 1955-1956 годы, была обнаружена и третья, которую почти полностью скрытая впереди стоящими персонажами. Перед изумленными реставраторами словно из небытия возникла ранее скрытая личность – под слоем краски между двумя головами была обнаружена третья голова, затем внизу пятая нога. По какой причине была закрашена эта фигура, до сих пор неизвестно. Быть может, сам Эль Греко превратил троицу в дуэт, а может ее скрыло последующее поколение. Считается, что картина так и не была закончена, этому помешала смерть художника.

Другие работы автора: