Композиция с желтыми линиями

Автор: Мондриан Пит
Арт-стиль Кубизм
Тематика: Абстракции
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Пит Мондриан «Композиция с желтыми линиями» (1933) 
Холст, масло. 80,2 х 79,9 см
Музей искусств, Гаага 

После первой мировой войны творчество Мондриана приобретает все более личный, свободный от дидактизма и декларативности, характер. Художник, которому удалось благополучно преодолеть этапы увлечения натурализмом гаагской школы, а потом и кубистическими теориями, находит наконец себя в абстракции. 

Ив Ален Буа так отзывается о поисках художника: „Для Мондриана становится очевидным тот факт, что, оставаясь узником традиционной эстетики Запада, он не сможет достичь своих целей, потому что эстетика эта со времен античности основывается на оппозиции между формой, внешним видом и сутью, внутренним содержанием. Только игнорируя эту оппозицию, можно будет достичь абсолюта в живописи — ведь это она делает тщетной любую попытку написать то, что „универсально" и, как говорил сам Мондриан, „интимно". 

С того момента, когда художник осознал это, все его творчество принимает характер тайной подрывной деятельности, ведь ставка высока: важно найти „нулевой уровень" живописи, его „универсальную сущность" и исключить любую „личную" перцепцию, которая была бы препятствием на пути к его пониманию". 

Кажется, в начале 30-х годов Мондриан достигает своей цели. В этот период доходящая часто до крайности редукция „плотности (густоты, компактности)" картины соприкасается с экспрессией абсолюта, лишенного каких бы то ни было излишних примесей. „Композиция с желтыми линиями" может послужить совершенным этому примером. Мондриану здесь удается при использовании минимума средств вызвать сильнейшие эмоции. Этим достижением он предвосхищает минималистичное искусство, которое будет развиваться спустя сорок лет. 

„Просто" нанося цветные линии на белый фон, художник создает картину огромной выразительной силы. Четыре желтые полосы создают иллюзию квадрата, углы которого находятся вне полотна, формируя пространство, выходящее за пределы самой картины. Таким образом, это произведение достигает иного измерения, которое, преодолевая собственные рамки, „устремляется в бесконечность". Картина, проникая в свое окружение, сливается с ним. Граница между искусством и жизнью становится настолько эфемерной, что ее перестаешь замечать: происходит смешение этих сфер. Мондриан минимальными средствами достигает впечатления движения. Центральный белый квадрат, кажется, приведен в движение некой центробежной силой и выталкивает во внешнюю среду желтые линии. Они постепенно уменьшаются в углах картины до полного исчезновения. С другой стороны, эти линии нейтрализуют экспансию квадрата, вызывая обратное движение.

Другие работы автора: