Жизнь

Автор: Пикассо Пабло
Арт-стиль Кубизм
Тематика: Быт и жизнь людей
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Пабло Пикассо "Жизнь" (1903). 
Холст, масло. 196.50 х 129.20 см. 
Буффало, США, Галерея Олбрайт-Нокс 

В 1901 году произошло самоубийство близкого друга Пикассо Карлоса Касагемаса из-за безответной любви к Жермен Гаргалло. После этого художник впадает в депрессию и пишет меланхоличные картины «голубого» периода. Начиная с осени 1901 года он написал несколько посмертных портретов Касагемаса. 

В результате все это привело к мрачной аллегорической картине «Жизнь» (La Vie) 1903 года. Эта работа считается шедевром «голубого» периода Пикассо и наиболее важной работой этих лет. Для картины характерна неестественная композиция, зажатое пространство, скованные телодвижения и голубая тональность. Она поражает своей холодностью. Возникает ощущение одиночества и пустоты. Голубой цвет отлично это передает. 

На момент написания картины "Жизнь" Пикассо исполнилось 22 года, он был беден, жизнь шла тяжело из-за финансовых проблем. Это оставило заметный отпечаток в его настроении. И как результат — свое отражение в картине нашла тема человеческих страданий, лишений, болезни, смерти и апогей социальной отчужденности. 

На одном из предваряющих «Жизнь» рисунков, а их было именно четыре, первоначально изображается сам Пикассо, он стоит между голой женщиной и холстом, покоившемся на мольберте. Этот рисунок также называется «Адам и Ева». Некоторые эскизы показывают еще и художника, вошедшего в студию — две версии подготовительных рисунков 1903 года. Пикассо и здесь опять действующее лицо, в первой версии (быстрый набросок) обнаженные мужчина и женщина находятся в мастерской живописца, рядом — мольберт и едва намеченная фигура художника. Мужчина легким предостерегающим жестом одной руки как бы зовет художника прислушаться, указывая другой рукой на небо. Своеобразное memento mori в память об умершем Касагемасе. Экспериментируя, Пикассо наделял героя будущей картины сходством то с умершим другом, то с самим собой. Во второй версии рисунка это сходство еще более подчеркнуто. Фигура художника позже будет заменена на женщину в темном одеянии с ребенком. 

В итоге картина была написана очень быстро, буквально за пару дней. Не смотря на это, художник задвинул ее в дальний угол мастерской и старался никому не показывать. Он, почему то невзлюбил ее. Даже при всем его самомнении она казалась ему несовершенной и нереалистичной. При исследовании этой работы рентгеновскими лучами было обнаружено, что человек слева является автопортретом самого Пикассо, как и на подготовительных рисунках. Тем не менее, в какой-то момент мастер решил заменить свой облик на лицо покойного друга Карлоса Касагемаса. Так же эти лучи показывают очень странную сцену — на фоне женщины в центре есть изображение некоего существа с телом человека, головой птицы и крыльями, которое летит над обнаженной женщиной, лежащей на земле. Даже невооруженным взглядом видно, что в этом месте на картине есть наплыв изображений, но разглядеть что-то конкретное очень сложно. Но, все таки, кое-что там имеется. Смысл этой сцены остается предметом значительных спекуляций и дискуссий. 

Не взирая на все передовые эскизы внешний облик картины «Жизнь» является таковым: в синем сумраке стоят, прижавшись друг к другу, мужчина (с лицом Касагемаса) и печально поникшая женщина (предположительно ею является сама Жермен Гаргалло). Она в свою очередь пытается как бы спрятаться за плечом спутника. Эта пара воспринимаются как представители рода человеческого вне времени и пространства. Справа — суровая и также печальная фигура уже немолодой матери с ребенком на руках. Она является образом матери Пикассо. Легким отстраняющим жестом мужчина как бы предупреждает ее приближение. В этом проявляется тема страха перед будущим. На заднем плане — пара, но женщина поглощена не своим спутником, а все тем же мужчиной. Возможно, он был ее прошлым, а может, она станет его будущим, еще одной жертвой, вознесенной на алтарь искусства. На торце — изображение согбенной фигуры, покоившейся в унылом одиночестве. Ее образ наполнен болью и жизненными страданиями. Синий полумрак скрадывает детали, размывает предметы. Фигуры, намеченные практически без использования каких-либо броских приемов, обрисованы на скудном фоне, и их объемность напоминает объемность средневековых барельефов. 

Жизнь и смерть, молодость и старость, любовь и одиночество — Пикассо пытается найти лаконичную и емкую форму для выражения невеселой истины о перипетиях земной судьбы человека. «Жизнь» стала заключительным работой «голубого» периода, и ее яркие фигуры, окруженные почти подводной голубизной, могут быть истолкованы как собрание основных тем, характерных для него. Пикассо показывает всю сложность и разнообразие человеческих отношений. Желание подчинить гармонию цветовой гаммы картины подчеркивает духовную сторону сложной графической символики. «Искусство является порождением печали и боли» — говорил Пикассо своему другу Сабартесу.

Другие работы автора: