Женщина в шляпе

Автор: Матисс Анри
Арт-стиль Импрессионизм
Тематика: Портрет
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Женщина в шляпе, Анри Матисс 1905

Включенный в знаменитый фовистский показ на Осеннем салоне 1905 года, этот портрет жены художника вызвал особенно яростную полемику, причем возмущение вызывала как нарочитая грубость мазка, так и неестественность цветов - ярко-красные волосы и зеленый нос.

Анри Матисс «Женщина в шляпе» (1905). 
Холст, масло. 24 × 31 см 
Частная коллекция 

В 1905 Анри Матисс перестал использовать технику дивизионизма. Он увлекся смелыми сочетаниями чистых цветов, немыслимыми и негармоничными с точки зрения искусства прошлых эпох. В Осеннем Салоне этого года художник выставил картину «Женщина в шляпе». В выставке также участвовав Альбер Марке, учившийся вместе с Матиссом у Гюстава Моро в Школе изящных искусств, Морис Вламинк и Андре Дерен. Их работы с кричаще-резким колоритом и намеренно упрощенными формами, ставшие словно оскорблением для публики, послужили причиной скандала и были названы дикими. Это метко сказанное слово и легло в основу названия нового направления живописи — фовизм (fauve — дикий). 

«Женщина в шляпе» также вызвала бурю негодования. С портрета на зрителя смотрит дама в высокой шляпе, сидящая вполоборота. Асимметричные черты лица, дикие краски - изображение так не походило на реального человека (а ведь портрет призван, в первую очередь, воспроизводить облик модели), что не могло не показаться уродливым. Публика уже признала живопись импрессионистов, которая когда-то вызывала не меньшие скандалы. Достаточно вспомнить «Обнаженную» Огюста Ренуара, в которой на тело героини зеленая листва отбрасывала рефлексы, названные критикой «трупными пятнами». Однако Матисс пошел еще дальше. 

Художник максимально усиливает звучание красок, доводя его до абсурда. При этом странные резкие цвета удивительным образом гармонируют друг с другом, придавая колориту мажорное звучание. Картина живет своей жизнью, не зависящей от жизни реальной героини, окружающей действительности и колористических отношений, существующих в природе. Она формирует представление о гармонии цветовых сочетаний, ранее не встречавшихся в европейской живописи, рассчитанное на новую эстетику восприятия художественного произведения. Матисс творит принципиальное искусство, абсолютно свободное от правил и канонов.

#анримастисс #матисс #фовизм


На Осеннем салоне 1905 года Матисс показывал «Женщину в шляпе». На картине изображена его жена Амели в своем самом лучшем платье. Надо сказать, что начинал он портрет вполне традиционно - изобразил жену в элегантном наряде. Рука в перчатке сжимает веер, прическа скрыта интересном шляпкой. На что конечный результат вовсе не похож: лицо уменьшено до размеров уже нам известных африканских масок, раскрашено мазками желтого, зеленого и синего. Шляпа напоминает вазу с тропическими фруктами. Брови, губы и волосы обозначены лишь несколькими оранжево-красными штрихами. Платье - смесь диких расцветок в непроизвольном сочетании. Фон отсутствует вовсе - его функцию выполняют несколько пятен. Амели была в шоке, более того, критики были в шоке. Неслыханная дерзость - изображать женщину, собственную жену - с зеленым носом.

Эта работа Матисса, на самом деле, по стилю ближе всего к Сезанну, чем к кому либо из импрессионистов, несмотря на то, что она такая же красочная как у них (Гоген, Ван Гог), даже более красочная. Он будто бы считал и применил совет Сезанна - писать то, как чувствуешь, а не как видишь, давая понять зрителю какое буйство эмоций он чувствует к этой женщине. Страсть, пропущенная через внутреннюю дисциплину, не перестаёт быть страстью, но в исполнении Матисса приобретает глубину и тонкость.

Ну и, конечно, Анри Матисс подлил знатно масло в огонь, сказав, что платье ее было черным, да и «Я создаю не женщину, я создаю картину»., какие могут быть далее комментарии.

Несмотря на шок, на картину нашлись покупатели - Гертруда и Лео Стейн - брат и сестра - мощный тандем писательницы и коллекционера искусств. Они на столько были знамениты в художественных кругах Парижа 1903 года, что любой бы почел за честь оставить свой труд в их коллекции. Про «Женщину» Матисса Лео сказал, что «Более отвратительной мазни я в жизни не видел», но Гертруда была не умолима. Что в последствии сделает их большими друзьями. Да и Лео вскоре сменит гнев на милость.
Юля
Так, так, так. Заметила закономерность, что чем мне ближе творчество художника, тем сложнее о нем писать, И, разумеется, появляется туча обстоятельств, чтобы этого не делать. Но сегодня четверг.

Закончили мы на том, что Вламинка, Дерена и Матисса некий влиятельный критик назвал les fauves - «дикими», что и дало название течению «фовизм».

Анри Матисс был более всех далек от дикости. Серьезный человек, семьянин, отец троих детей. Всегда прилично одет. Адвокат. Пожалуй, самое «дикое», что он себе позволил, это пойти против воли отца и променять юриспруденцию на живопись.
Источник: https://t.me/whatamess

Другие работы автора: