Дочери Эдварда Дарли Бойта

Автор: Сарджент Джон Сингер
Арт-стиль Американская живопись
Тематика: Детство
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Дочери Эдварда Дарли Бойта
1882
Сарджент
Музей искусств, Бостон

«Четыре угла и пустоты» так говорили о ней. Сейчас считается «психологически убедительной» В XX веке рассматривалась в духе идей Фрейда

Дочери Эдварда Дарли Бойта (англ. The Daughters of Edward Darley Boit, первоначально картина экспонировалась под французским названием «Портрет детей», фр. Portraits d'Enfants) — одна из наиболее известных картин американского художника Джона Сингера Сарджента (англ. John Singer Sargent, 1856—1925).

Неизвестно, изображены ли дочери Эдварда Дарли Бойта по инициативе их отца, или картина создана по желанию самого художника. Принято считать, что действие картины разворачивается в интерьере парижской квартиры семьи Бойтов (по адресу фр. Paris, avenue de Friedland, 32, это здание было построено в 1874 году и сохранилось до настоящего времени).

Картина изображает четырёх дочерей Эдварда Дарли Бойта (англ. Edward Darley Boit, 1840—1915) и его супруги Мэри Луизы Бойт (англ. Mary Louisa Cushing Boit, она была известна в кругу друзей как «Isa», её отец — негоциант Джон Перкинс Кушинг (англ.)русск., 1787—1862, был крупным контрабандистом опиума и филантропом) в домашней обстановке. Эдвард Дарли Бойт — друг Сарджента, американский художник, но известный слабо даже его современникам; проживал в Париже. Картина была создана осенью 1882 года. Её размеры — 221,93 на 222,57 см. Техника — масляная живопись по холсту.

Сарджент подарил свою картину Эдварду Дарли Бойту. В настоящее время картина выставляется в Галерее нового искусства Америки в Музее изящных искусств в Бостоне, которому она принадлежит. Инвентарный номер — 19.124. Картина в экспозиции музея выставлена между двумя японскими вазами (работы мастера Хирабаяши из Ариты или его мастерской, созданы в конце эпохи Эдо, но до начала реставрации Мэйдзи), которые изображены на заднем плане; они были переданы в дар наследниками семьи Бойта (дар дочери Джулии О. Билз от 19 ноября 1997 года, инвентарный номер — 1997.211}). Картина в Музей также попала как подарок от изображённых на ней сестёр (Мэри Луизы Бойт, Джулии Оверинг Бойт, Джейн Хаббард Бойт, Флоренс Д. Бойт) в память об их отце, Эдварде Дарли Бойте. Дар был осуществлён 31 марта 1919 года.

Композиция была необычной для группового портрета, чаще групповые портреты основаны на изображении персонажей как одинаково важных. Необычна и квадратная форма холста.

Картина неоднократно становилась объектом пристального внимания искусствоведов. Вышла даже монография Эрики Е. Хиршлер, целиком посвященная ей.

Картина впервые экспонировалась в Галерее арт-дилера Жоржа Пти (англ.)русск. осенью 1883 года. Она произвела неоднозначное впечатление на критиков. Один из них даже описал картину Сарджента как «четыре угла и пустота» («four corners and a void»). Известный французский карикатурист Луи Морель-Рец[fr] (фр. Louis Pierre Gabriel Bernard Morel-Retz, 1825—1899) разместил в «Le Journal amusant» от 26 мая 1883 года свою карикатуру на картину «Дочери Эдварда Дарли Бойта» под ироничным названием «Grand déballage de porcelaines» (с фр. — «Большая распаковка (другой вариант — распродажа) фарфоровых изделий»). Некоторые художественные критики интерпретировали картину Сарджента как глубокое исследование о непостоянной природе детства и юности. Писатель Генри Джеймс, близкий друг обоих Бойтов и Сарджента, описал картину как «счастливый мир игры в семье очаровательных детей».

Картина «Дочери Эдварда Дарли Бойта» в настоящее время считается «наиболее психологически убедительной картиной в творчестве Сарджента». В XX веке картина рассматривалась часто в духе фрейдистских идей.

Асимметрия композиции придаёт сцене непосредственность, словно художник застал своих моделей врасплох. Сарджент изображает сестёр Бойт с большой симпатией, словно знает «секрет» девочек, который не раскрывает зрителю. Художник использует светотень не только для создания глубины пространства, но и для передачи загадочных отношений, существующих между изображёнными на полотне девочками.

Искусствоведы отмечают влияние на «Дочерей Эдварда Дарли Бойта» картины «Менины» испанского художника Диего Веласкеса (1656), которая имеет схожий геометрический формат и предвещает композиционное решение Сарджента — в центре картины изображена пятилетняя инфанта Маргарита Тереза Испанская. Сарджент ездил в Мадрид в 1879 году, детально изучал «Менины», сделал копию этой картины Веласкеса. Когда впервые «Дочери Эдварда Дарли Бойта» были выставлены, критики, в том числе писатель Генри Джеймс, отмечали это сходство. Связь между работами Сарджента и Веласкеса считается искусствоведами настолько значимой, что Музей Прадо в 2010 году в рамках проекта «Приглашённая картина» (англ. The Invited Work) пригласил картину Сарджента, так что обе картины были выставлены впервые вместе. Выставка продолжалась с 16 марта по 30 мая.

Искусствоведы установили, что «Дочери Эдварда Дарли Бойта» наиболее близки к тем картинам Сарджента, которые были им созданы во время пребывания в Венеции. Прослеживается также явное влияние творчества французского импрессиониста Эдгара Дега.

Четырёхлетняя Джулия (англ. Julia Overing Boit, 1878—1969) сидит на полу, восьмилетняя Мэри Луиза (англ. Mary Louisa Boit, 1874—1945) находится слева от неё. Две старшие сестры, двенадцатилетняя Джейн (англ. Jane Hubbard Boit, 1870—1955) и четырнадцатилетняя Флоренс (англ. Flourence D. Boit, 1868—1919), стоят сзади, будучи частично скрыты в тени. Младшая, голубоглазая Джулия, находится в центре полотна, своим детским очарованием она словно отвлекает внимание от сестёр.

Ни одна из девочек никогда впоследствии не выходила замуж, а Флоренс и Джейн отличались, по мнению современников, умственной и эмоциональной неустойчивостью (именно они находятся на заднем плане в тени). Мэри Луиза и Джулия, две девочки, которых художник изобразил на переднем плане, были чрезвычайно близки впоследствии, а Джулия, самая младшая, стала известным художником-акварелистом.

Другие работы автора: