Детские игры

Автор: Брейгель Питер
Арт-стиль Возрождение
Тематика: Детство
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Питер Брейгель Старший «Детские игры» (1560) 
Дерево, масло. 118 х 161 см 
Музей истории искусств, Вена, Австрия 

Довольно долгое время в науке о Брейгеле эту картину рассматривали как замечательный, даже уникальный каталог детских игр. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий, и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки-матери». 

То есть какую бы игру мы не вспомнили, мы найдем ее здесь в современном или в несколько архаичном варианте. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Правда, Рабле зачастую фантазирует и придумывает какие-то несуществующие игры, а Брейгель опирается на визуальную практику и воспроизводит все очень точно. 

Перед нами часть города, площадь с разнородными строениями. Слева, в глубине - широкая улица, идущая до горизонта, несколько перекрестков, намекающих на развитие городских районов в других направлениях, по другим осям. И в то же время слева вверху остается выход к реке, берег, излучина воды, островок. Здесь, пожалуй, несколько вольнее дышится, чем в целом каменном организме города из «Битвы Масленицы и Поста» или в несколько фантастических обстоятельствах места действия «Фламандских пословиц». Однако, разумеется, просто таким умилительным описанием детских игр Брейгель не ограничивается. (Он не был бы Брейгелем, если бы просто каталогизировал занятия малышей). 

Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. Ребенок воспринимается как маленькая, но самостоятельная личность, а детство - как самоценный этап в развитии человеческой психологии. Поэтому детей одевают по-взрослому. Вспомним, например, маленьких инфантов и инфант в портретах кисти Веласкеса - они одеты в совершенно миниатюрные, тяжелые и неудобные взрослые одеяния. И эта традиция существовала не только при дворе. Горожане тоже одевали своих детей в платья, сшитые по взрослой моде. Тогда бытовало специфическое отношение к ребенку как к «незавершенному», несовершенному человеку. И если смотреть на «Игры детей» Брейгеля с такой точки зрения, то окажется, что мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. 

Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. Согласитесь, что если бы мы вдруг попали в город, в котором все жители были бы не старше 10-ти-12-ти лет, мы, наверное, поулыбались бы минут пять, а потом нам стало бы не по себе. Брейгель изображает город без взрослых, город еще несовершенного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть, и не состоятся) люди. 

Еще и еще раз приходится встречаться с тем, что Брейгель всегда старается уйти от однозначности, от прямолинейности, от односложности. Это отнюдь не расплывчатость, отнюдь не лжемудрствование и не псевдоглубокомыслие – это специфический метод мышления мастера, способ видения мира, когда вдруг под одним более или менее устойчивым и благополучным смысловым слоем открывается другой, иногда далеко отстоящий от того, что лежит на поверхности, иногда просто полярный. Иногда поводом для таких размышлений могут стать даже бытовые до умилительности мотивы, как это и происходит в «Играх детей».

На сегодняшний день известно о 40 живописных работах, 60 рисунках и 70 гравюрах Брейгеля.

Большую часть сохранившегося наследия - около 30 живописных произведений и 60 рисунков и гравюр - покажут на выставке в Вене.

"Это больше половины всего Брейгеля, который существует сегодня. Это как смотреть художнику через плечо", - сказала директор Музея истории искусств Сабина Хааг.

Такое число работ Брейгеля одновременно в одном месте выставляют впервые. Питер Брейгель Старший (1525-1569) «Детские игры» 1560 доска, масло. 118х161 см

Музей истории искусств, Вена, Австрия

Другие работы автора: