Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года

Автор: Мясоедов Григорий
Арт-стиль Русская живопись XIX века
Тематика: Россия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Григорий Мясоедов. «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) 
Холст, масло. 138,2 х 209 см 
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

Начало 1870-х годов — самый плодотворный период в творчестве Мясоедова. Успех следует за успехом, а художник, которого одна за другой захватывают все новые идеи, не устает работать. Не успели стихнуть восторги по поводу картины «Земство обедает», показанной на Второй передвижной выставке в 1872 году, как Мясоедов уже задумал новое полотно (снова «крестьянское»!) — «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года». Писал он его буквально с натуры, соответствуя передвижнической эстетике, требовавшей от художников изображения неприкрашенной «правды жизни». Летом 1872 года Григорий Григорьевич отправился в родные места, в Тульскую губернию, и там, в селе Спасском, нашел своих героев. Писал прямо в крестьянской риге. «Я пишу усердно, — сообщал он Николаю Ге, — и два раза разорвал свою картину, хорошо, что незаметно. Натура трудно дается, рабочая пора, и никто не идет. Кроме того, жара и страшное изобилие мух делает работу мучительной, почти невозможной». 


Много позже Мясоедов по просьбе А. С. Шкляревского дал подробные характеристики персонажей полотна, так что интересующиеся всегда могут ближе познакомиться с прототипами. Впрочем, картина — это, прежде всего, художественный образ, художественная мысль. И как бы ни старался Мясоедов «писать натуру», идея картины, экспонировавшейся на Третьей передвижной выставке в 1873 году, вызвала споры. Одни рассматривали это произведение как своеобразную иллюстрацию к известному стихотворению А. Майкова «Картинка» («И пришлося ей, младенцу,/ Старикам прочесть/ Про желанную свободу/ Дорогую весть...»), другие, напротив, отмечали недоверие на лицах крестьян. 


Седобородый старик — «бывший староста, в свое время потрафлявший помещику» (по словам Мясоедова). Рядом с ним (справа) —новый староста, в котором уже угадывается будущий «мироед». Художник отказывается от фронтального расположения фигур, активно эксплуатируемого «ранними» передвижниками, и размещает крестьян по кругу, компактной группой, тем самым подчеркивая их жгучий интерес к происходящему. «Тихо так, что воробьи спокойно сидят на решетнике крыши, в дыре, откуда идет свет...» —характеризовал атмосферу изображаемого события сам Мясоедов.

Другие работы автора: