Апостолы Петр и Павел

Автор: Греко Эль
Арт-стиль Итальянская живопись
Тематика: Религия
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Эль Греко
Апостолы Петр и Павел
Новый Эрмитаж, зал 240
«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко
Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко. Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.

Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» (между 1587-1592) 
Холст, масло. 121,5 x 105 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия 

Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке Эль Греко - это противопоставление двух натур и темпераментов. Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Контрастом ему выступает апостол Петр. Он - весь в сомнениях и размышлениях. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. Интересно сопоставление рук обоих апостолов - твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной - Петра. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании.

В картине «Апостолы Петр и Павел», написанной в период расцвета творчества Греко, ярко воплотилась важная для художника тема — раскрытие характеров и их столкновение. Образы сопоставлены контрастно: ученик Христа, Петр,— в трудные минуты отрекавшийся от учителя, и Павел — бывший гонитель христиан, фанатик, превратившийся затем в ревностного и стойкого поборника учения Христа. Петр, олицетворяющий идею возможности искупления греха раскаянием (т. е. идею причастия), всегда был принят католической церковью. Павел же, в период борьбы протестантов с католиками восхваляемый Лютером, до конца XVI века не был популярен у католиков. Эль Греко показал Петра и Павла вместе и даже проявил большую симпатию к Павлу (последний, согласно легенде, способствовал распространению христианства на родине художника). Фигура Павла чуть выдвинута вперед и выделена светом и цветом. Опираясь рукой о книгу (атрибут, с которым принято было изображать этого святого), ои готов энергично отстаивать догматы церкви. Петр изображен чуть в глубине. В его взгляде и жесте руки угадываются раскаяние и мольба. Цвет — насыщенный красный и бледный зеленовато-желтый — усиливает контрастное звучание образов. Монументальность фигур, острота форм, мерцающий свет, свободная живописная манера исполнения способствуют выразительности композиции в целом.

Другие работы автора: