Апофеоз испанской монархии

Автор: Джаквинто Коррадо
Арт-стиль Жанровая живопись
Тематика: Культуры мира
Выберите размер:
Тип исполнения:
Подрамник:
Текстурный гель:
Стоимость товара: 6 070 р.

Выбрать раму:

Corrado Giaquinto - Apotheosis of the Spanish Monarchy

Годы создания: 1750–1751.

Холст, масло

Оригинальный размер: 70 х 42 см


Описание: Холст тонкий полотняного плетения, дублирован. Сохранность в целом хорошая; живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. Сюжетом предположительно служит аллегория, прославляющая испанскую монархию: Минерва, богиня мудрости, представляет Испанию в образе молодой женщины верховному божеству Юпитеру и его супруге Юноне. В нижней части эскиза - фигура Геркулеса, борющегося с гидрой. Картина поступила в музей как работа неизвестного мастера венецианской школы XVIII века. В инвентарной книге имеется также запись: «шла как работа Калле; по определению G. Lorenzetti -Гyapaнa Якопо, Jacopo Guarana 1727 -1808 гг.». Зарубежные исследователи в основном относят московское полотно к числу повторений композиции Коррадо Джакуинто. Настоящее определение сюжета остается условным; это связано с тем, что первоначально существовала версия о связи данной композиции, известной во многих вариантах, с неосуществленным проектом украшения испанской королевской резиденции в Мадриде (Fiocco 1940; Levey 1955; 1956). Затем было высказано более убедительное предположение, что данная группа произведений исполнена в процессе работы над плафоном дворца Ронданини-Сансеверино в Риме (ныне - Национальный земельный банк; см.: d'Orsi 1958, р. 127 n.З); ранее эта композиция находилась во дворце маркизов Санта Кроче в Палермо (Faldi 1959). По мнению Фальди (ibid.), Коррадо Джакуинто работал над ней в Неаполе в 1750-1751 годах, еще до отъезда в Испанию. На этом основании ученый воздерживался от уточнения сюжета и называл произведение просто декорацией потолка (decorazione di un soffitto). С этим проектом связана целая серия композиций небольшого размера, которые по-разному оцениваются современной критикой. Три из них в настоящее время безоговорочно признаны собственноручными эскизами художника; они находятся в Национальной галерее в Лондоне (инв. NG 6229; х., м. 95,5 х 43,2; National Gallery Catalogue 1995, p. 259), в Музее города Опорто в Португалии (х., м. 74 х 49,5; Levey 1955, р. 19, ill. 21, 22), в собрании Джузеппе Пишичелли в Риме (х., м. 85 х 43; Faldi 1959, р. 143, 145 ill. 27, 29, 30). Другие же считаются копиями композиции потолка во дворце Ронданини-Сансеверино. Это работы из нью-йоркского Музея Метрополитен (х., м. 102,2 х 47; Sterling 1955, р. 116) и две композиции, ранее находившиеся в частных собраниях Рима - в коллекции Руффо делла Скалетты (х., м. 97 х 43) и в коллекции Спиридон (х., м. 50 х 32; Faldi 1959, р. 145; затем, возможно, в собрании Роберта Саймона в Таксидо-Парк, штат Нью-Йорк). К числу повторений незаслуженно отнесена и картина из собрания ГМИИ, которая в действительности по уровню исполнения является одной из лучших; она превосходит работу из Лондона, безоговорочно признанную авторским эскизом. Принадлежность московской картины кисти самого Коррадо Джакуинто сомнений не вызывает. Что касается всей приведенной выше группы произведений, связанной с созданием плафонной композиции, то она требует более детального исследования с точки зрения определения авторства и места каждой из них в общем процессе работы художника. Высокая степень законченности почти всех известных нам вариантов позволяет считать их не эскизами, а предназначенными для продажи самостоятельными картинами, написанными Джакуинто уже после завершения плафона. Большое число версий лишь указывает на ее популярность и успех у заказчиков.

Происхождение: в конце XIX века собр. Г.А.Брокар, Москва; с 1900 у его наследников; с 1918 в ГМФ; с 1924 в ГМИИ.

Другие работы автора: