Никола Пуссен «Пейзаж с Полифеном»
Во времена Никола Пуссена художники не рисовали природу с натуры. Они делали свои работы в мастерской, создавая пейзажи по принятым правилам трех планов – ближний, средний и дальний. Поэтому большинство пейзажей художников того времени похожи. Природа – это храм красоты и света, величественный мир. Но этот мир пустынный, если в нем нет людей.
На заднем плане картины «Пейзаж с Полифеном» мы видим героя античного мифа, циклопа Полифема, который присел на край скалы. Он тоскует по прекрасной нимфе Галатее, которую он любит ее безответно. Мечтая о ней он нежно играет на свирели. Он страшен для других, но его любят нимфы, которые приходят насладиться его прекрасной музыкой. Похоже, что не только нимфы, но и вся природа внемлет нежности его мелодий. Спокойная морская гладь вдали, как будто тоже замерла, прислушиваясь к звукам. Мастер контрастов Пуссен не случайно вложил хрупкую свирель в руки ужасного монстра, усадил его на крутой обрыв мрачной скалы у сияющего моря в нежной зелени растений. Не случайно расположил он на первом плане фигурки нимф в экстазе наслаждения музыкой и грубую фигуру Полифема на заднем. Все это на самом деле едино. Великая сила любви и нежности укрощает монстров, делает их человечными.
Картина «Пейзаж с Полифеном» умиротворяет. Нежные и насыщенные зеленые и синие цвета, где-то чуть приглушенные, где-то выделенные. Много оттенков зеленого, впрочем, как и положено в природе. Фигура Полифема чуть тронута розовым - похоже, это солнце на закате на мгновение одарило его своим мягким теплым светом. Но каждый знает, что уже через минуту закат закончится и воцарится тьма. Так и случилось в судьбах Полифема и Галатеи. Прекрасным чувствам не дано было жить. Идиллия не вечна, и тем она прекрасна, тем более ценно наслаждаться ее мгновениями.