Судьба художника. Тулуз-Лотрек
У нашей судьбы иногда весьма причудливый юмор. Так, не случись несчастье в молодости с Анри де Тулуз-Лотреком, из него вышел бы неплохой военный или спортсмен. Но он стал инвалидом на всю жизнь и был прекрасным художником, который подарил на тот манящий Париж конца 19 века.
Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа родился 4 ноября 1864 года в замке Боск. Его родителями были кузины граф Альфонс де Тулуз-Лотрек и Адель де Монфа. Тулуз-Лотреки считались древнейшим родом Франции. Эта семья всегда интересовалась искусством, поэтому с раннего возраста Анри часто забавлялся с карандашами и красками. Отец хотел воспитать из него спортсмена и часто брал его с собой на лошадинные бега, а также часто приводил его в мастерскую художника-анималиста Рене Пренсто, своего близкого друга.
Анри отличался веселым нравом, любознательностью и сообразительностью, но рос хилым и слабым. В четырнадцатилетнем возрасте он неловко поднялся со стульчика, упал и сломал себе ногу. Перелом был сложным, к тому же кости ребенка были хрупкими и плохо срастались. После этой травмы он начинает периодически рисовать маслеными красками лошадей, экипажи и корабли. Он оправился от болезни только через полтора года, но практически сразу произошла новая беда – летом 1879 года Анри поскользнулся и упал в овраг. В результате – множественные переломы и инвалидность на всю жизнь. Его ноги перестали расти, и даже в зрелом возрасте рост художника был 150 сантиметров.
Болезнь затянулась. Мать мальчика прикладывала все усилия, чтобы Анри выздоровел – возила его на курорты, нанимала лучших врачей. Но ничего не помогало, а сам он находил утешение только в живописи, все чаще посещая мастерскую Пренсто. Талант мальчика был очевиден, и Пренсто посоветовал ему продолжить обучение в Париже, в мастерской художника-портретиста Леона Бонна. Тулуз-Лотрек был послушным учеником, и вскоре обучался у Бонна. Родители молодого художника были рады такому повороту судьбы своего сына, но по настоянию отца подписывал свои картины анаграммой фамилии – «Трекло». Студия Леона Бонна располагалась на Монмартре, и постепенно эта улица стал центром жизни художника. Местные жители быстро привыкли к оригинальному внешнему виду Лотрека, и никто не обращал на него внимания. И это дарило Анри душевное равновесие и покой. Постепенно художник отходит от аристократии, все больше общаясь с людьми парижской богемы и «полусвета». В этом окружении он мог существовать, не страдая от насмешек и чрезмерного любопытства. К тому же это общество стало для него бесконечным источником для творчества.
В этот период формируется собственный живописный стиль Тулуз-Лотрека, отличающийся преобладанием линии, в сочетании с некоторыми оригинальными цветовыми находками, нарочитой декоративностью и некоторой гротескностью. Становление собственной творческой манеры хорошо заметно на многочисленных портретах, выполненных художником. В самом начале творческого он много раз писал свою мать, например работы «Портрет матери в саду» (1883) или «Портрет матери в гостиной дома» (1887). Эти портреты выполнены в манере близкой к импрессионизму, но уже в них прослеживаются гротесково-лирические интонации. Художник стремиться добавить в свои работы остро психологические моменты. Но со временем его стиль меняется - импрессионистическая мягкость уступает место графической жесткости, что заметно в работах «Портрета Сюзанны Валадон» (1885) и «Женщина в перчатках».
Анри Лотрек в каждом портрете стремился максимально правдиво передать индивидуальную характеристику своей модели. С импрессионистами его связывала только высветленная палитра, а сельский пейзаж, столь любимый ими, Лотреку был совершенно безразличен, его интересовало лишь лицо модели. Хотя многие его портреты написаны на пленэре, его не интересовала игра света, теней и бликов, он пытался раскрыть психологическую суть своего героя в максимально естественном освещении и показать сущность модели без прикрас.
Все портреты кисти Лотрека условно можно разделить на две группы. Так на полотнах «Портрет месье Буало» (1893) и «Жюстин Дьель» (1889) модель словно ведет диалог со зрителем, смотря ему в глаза. А на портретах «Дезире Дио» (1890), «Гостиная в Шато де Мальроме» (1887), «Мадам де Гортцикофф» (1893) персонаж представлен в привычной для себя обстановке, которая отражает ее профессию или привычки.
В конце 1884 года Анри полностью переезжает на Монмартре, где полностью посвящает себя живописи. Главными персонажами его картин становятся обитатели публичных домов, кабаре, а также прачки и модистки. Работы второй половины 1880-х годов отличаются экспрессией и резкостью графического выражения, например «Прачка» (1889). В 1888 году художник принимает заочное участие в выставке брюссельской «Группы Двадцати» - он посылает одиннадцать своих картин и один рисунок. Следующую выставку он посещает уже лично, и его работа «В Мулен-де-ла-Галлет» выставляется вместе с картинами Ренуара, Синьяка, Одилона Редона, Сислей, а также Сезанна и Ван Гога.
Последнее десятилетие 19 века становится временем творческого рассвета Тулуза-Лотрека. Его ироничный взгляд на мир ночных кафе, театра, артистической богемы Парижа и посетителей притонов передан с помощью гротескного преувеличения, например на картинах «Танец в Мулен-Руж» (1890), «Занятия Валентена…» (1890) и других.