Описание картины Бориса Пророкова «Мать»
Нежность и восторг, с которыми женщина смотрит на своего новорожденного ребенка – это неиссякаемый источник вдохновения для живописцев всех времен. Образ Богородицы с младенцем был одним из самых популярных сюжетов в церковном искусстве. Позднее, в средние века тема материнства пришла и на полотна светских художников, и остается актуальной по сей день. В середине 20 столетия художник Борис Пророков создал одну из своих самых известных картин «Мать». Произведение написано в духе социалистического реализма – единственного направления в искусстве, в русле которого художникам дозволялось писать. В сюжете явственно видны отголоски Великой Отечественной войны, с ее многочисленными потерями и бедами, что принесла она советскому народу. На картине изображен очень трогательный и интимный момент. Молодая женщина приложила к груди своего ребенка, запелёнатого в теплое одеяльце. Дитя умиротворенно сопит, чувствуя рядом сердцебиение матери. Портретируемая одета в грубую солдатскую одежду, волосы полностью убраны под косынку. Она не смотрит на младенца, взгляд ее, суровый и смелый, устремлен вдаль, будто о чем-то задумалась.
Художник намеренно придает чертам лица женщины излишнюю жесткость, подчеркивая какую печать оставило на ней военное время. Вся ее поза говорит о любви и тихой радости материнства. Она интуитивно наклонила голову чуть вперед, будто готова в случае опасности бороться до последнего за свое дитя. Не случайно, даже собираясь покормить ребенка, она не сняла винтовку с плеча. Все знают произведение «Мадонна» кисти Рафаэля, где женщина в красивых одеяниях умиротворенно взирает на своего прелестного младенца. Борис Пророков представляет зрителю свою Советскую мадонну, образ которой красноречиво рассказывает о тяжелой судьбе женщины в России.