Гиперреализм
Гиперреализм или фотореализм – это направление в живописи и, частично, в скульптуре последней трети 20-го века, которое сочетает максимальную натуральность изображаемого с эффектом драматического отчуждения. Сам термин был предложен в 1973 году И. Брахотом как альтернатива «фотореализму». Гиперреализм возник в Соединенных Штатах и стал знаковым событием в мировом живописи. Изначально он противопоставлялся концептуализму, который поставил под сомнение принцип материальной реализации художественного концепта. В настоящее время гиперреализм 70-х годов считается предтечей неомодернизма, а ряд его приемов стал частью постмодернистского художественного языка.
Гиперреализм близок к поп-арту в своей направленности на натурализм и прагматизм. Оба стиля объединяет использование сложной композиции и фигуративности рисунка. Главной идеологической особенностью гиперреализма является максимально точное, бесстрастное и безэмоциональное воспроизведение реальности, подражающее специфике фотографии, в частности в документализме. Для гиперреализма характерен механический характер изображения, гладкопись, которой добиваются при помощи аэрографии, лессировки, аэрографии и эмульсионных покрытий, а гамма, объемность и фактурность изображения упрощаются. Излюбленная тематика стиля - перипетии повседневной жизни, урбанистическая среда, макрофотографический портрет обычного человека, реклама – создает впечатление сверхреальности, статичной, холодной и отчужденной от зрителя.
Наряду с тенденциями «популярного» искусства, гиперреализм отличался и определенными экспериментальными тенденциями, направленными на усвоение наиболее передовых приемов фотографии и киноискусства, а именно детализация, крупный план, монтаж, оптические эффекты, авторская раскадровка, съемка с высокой точки. Кроме того, гиперреалисты особое внимание уделяли поверхностям, отражающим свет: стекло, пластик, полировку автомобилей – используя игра отражений на них для создания впечатления взаимопроникновения пространств. Художник-гиперреалисты стремились создать не просто достоверное изображение, а сверхпохожее, сверхреальное, причем полностью лишенное авторского подчерка. В настоящее время происходит перерождение гиперреализма. Новый стиль хотя и базируется на основных эстетических принципах фотореализма, но не пытается дословно копировать повседневную реальность. В современной гиперреалистичной живописи объекты и сцены максимально детализированы, что создает яркую иллюзию реальности.