Правило золотого сечения в живописи
Правило золотого сечения называют математическим выражением гармонии. Сами математики считают, что это такое деление отрезка на части, при котором целое так относится к большей части, как и большая к меньшей. Впервые в живописи правило золотого сечения начали использовать в эпоху Возрождения, авторство этого нововведения иногда приписывают Леонардо да Винчи. Возможно, это утверждение недалеко от истины, так как великий художник работал над проблемами пропорции, а его самая известная картина «Мона Лиза» полностью построена на правиле золотого сечения.
Итак, согласно правилу золотого сечения любая картина, вне зависимости от формата, имеет определенные точки, которые притягивают наше внимание.
Эти четыре точки также называют зрительные центры. Они расположены на расстоянии три восьмых и пять восьмых от каждого края картины. Другой способ найти зрительные центры на картине – это провести диагональ, а из свободного угла опустить к ней линию под прямым углом. Таким образом, полотно будет разделено на три прямоугольных треугольника, в которых должны располагаться наиболее важные части сюжета.
Прекрасно иллюстрирует правило золотого сечения пейзаж И. Шишкина «Сосновая роща». Так, стоящая на переднем плане сосна, ярко освещенная солнцем, разделяет длину картины согласно золотому сечению. А пригорок справа от этой сосны разделяет согласно правилу правую часть полотна по горизонтали. Во многом благодаря этому картина имеет уравновешенный и спокойный характер. Весьма наглядно использование правила золотого сечения в исторической и жанровой живописи – размещение персонажа в одном из зрительных центров усиливает его роль на картине. Так, на полотне И. Репина «Пушкин на акте в Лицее…», фигура молодого поэта помещена на линии золотого сечения правой части картины. Аналогичный прием использовал Н. Ге при работе над полотном «Пушкин в Михайловском», только в этот раз поэт располагается на линии золотого сечения в левой части картины. Практически математическим расчетом композиции отличаются картины В. Сурикова. Так, на полотне «Милосердный самарянин» голова раненого находится на одной диагонали с правой ладонью самаритянина, куда слуга льет воду из кувшина. И голова, и ладонь помещены в зрительные центры, что придает композиции устойчивости. Очень сложная композиция у картины «Боярыня Морозова». Сама боярыня размещена на левой вертикальной линии золотого сечения. По верхней вертикальной линии проходит предполагаемый горизонт, а благодаря точно подобранному расстоянию между краем картины и санями создается эффект динамики – розвальни едут. Широко использовал правило золотого сечения в своем творчестве К. Васильев, который всегда перед началом работы над картиной высчитывал зрительные центры. Например, у полотна «У окна» главная борьба происходит на лице у героини, которое как раз находится в левом верхнем зрительном центре.