Неизвестные художники русского авангарда
Явление русского авангарда уникально хотя бы тем, что его представители достаточно широко известны за рубежом, но практически не известны на родине. Человек, тесно не общающийся с миром искусства, вряд ли назовет кого-то кроме К. Малевича, В. Кандинского и В. Маяковского, как представителя литературы. Но в ярком пламени русского авангардизма «сгорело» немало талантливых художников, чье наследие было незаслуженно забыто.
Как было сказано выше, самый яркий и известный представитель русского авангарда – это, бесспорно, Василий Кандинский, который является основателем абстрактного искусства. Возможно, важную роль сыграло то, Кандинский был настоящим многостаночником в мире искусства – он занимался музыкой, поэзией, теорией искусства, оформлял интерьеры, проектировал одежду, делал эскизы росписей по фарфору, создавал эскизы мебели, немного занимался фотографией и кинематографом. Кроме того, все современники художника отмечали его необыкновенные организаторские способности.
Второй достаточно известный представитель русского авангарда – это Казимир Малевич, который, к сожалению, ассоциируется исключительно с супрематизмом, или, даже, только со своей картиной «Черный квадрат», возможно потому, что сам он считал эту работу вершиной своего творчества (а, иногда, и всего искусства). Однако Малевич был достаточно разносторонним живописцем. Например, в 20-30-е годах он работал над крестьянским циклом, а потом и вовсе стал писать традиционные портреты и импрессионистские пейзажи.
Третьей знаковой фигурой для русского авангарда является Михаил Ларионов (1881-1964). Хотя он получил известность благодаря разработке собственной живописной системы – лучизма, которая стала предтечей эры беспредметности в искусстве, Ларионов охотно использовал в своем творчестве приемы и методы разных стилей – от русского лубка, иконы и фольклорного искусства до импрессионизма, фовизма и экспрессионизма. Прекрасное классическое художественное образование, в числе его учителей значились Левитан и Серов, Ларионов стал настоящим вожаком бунтующей художественной молодежи, одним из знаменосцев авангарда на российской живописной сцене. Однако, он навсегда останется в истории отечественного искусства в первую очередь как прекрасный художник и автор нескольких шедевральных картин.
Значимыми представителями супрематизма были И. Пуни и И. Клюн. В отличие от Малевича, который достаточно быстро отказался от эстетических принципов новой эпохи, Иван Клюн (Клюнков)практически всю жизнь посвятил супрематизму, а его вклад во многом определил каноны нового стиля: тяготение к линейности, к ритму и декоративной организации плоскости. По сравнению с работами Клюна картины Малевича выглядят несколько нелепо. Одна из самых известных картин Клюна «Семья» выглядит вполне «нормально», насколько это можно сказать про супрематизм.
Павел Филонов (1883-1941) - основатель аналитического искусства. В своих символических, напряженных работах пытался выразить общие закономерности хода мировой истории, например картина «Пир королей» (1913). Философско-культурологические переживания Филонова отразились в работах «Запад и Восток» и «Восток и Запад» (обе 1913). Художник считал современную городскую цивилизацию источником зла, а «антиурбанистический пафос» задает тон во многих его картинах: «Мужчина и женщина» (1913), «Рабочие» (1916), «Постройка города» (1913). Свои утопические мечтания о воцарении добра и справедливости на земле Филонов воплотил в полотнах «Крестьянская семья» (1914), «Коровницы» «Георгий Победоносец» (1915), «Мать» (1916).
Владимир Татлин (1885-1953) - родоначальник художественного конструктивизма. Его работы впечатляют экспрессивно-обобщенным рисунком, четкой конструктивностью композиции, а также отсылками к древнерусскому искусству и иконописи. До конца 1920-х годов художник был одной из центральных фигур русского авангарда, а его соперничество с К. Малевичем в дальнейшем стало основой для движения конструктивистов. Самыми известные картины Татлина – «Матрос» (Автопортрет) (1911), «Продавец рыб» (1911) и цикл «Натурщицы».
Михаил Матюшин (1861-1934) как и многие деятели авангарда был разносторонней личностью, и кроме живописи занимался музыкой и теорией искусства. Несмотря на сильное влияние К. Малевича (они были близкими друзьями), творчество Матюшина развивалось по собственным канонам, что привело к созданию нового направления, названного «ЗОРВЕД» (зоркое ведание). Художник уделял особое место пространственно-цветовой среде и натуральному формообразованию. Примером для построения картин Матюшину служила видимая органика природного мира, что особенно заметно на полотне «Кристалл» (1920).
Георгию Якулову (1884-1928) славу принесло оформление сцен в театре. Но в историю живописи он вошел как основатель теории «разноцветных солнц». Для работ Якулова характерна изощренная чувство света, склонность к гротеску и экзотике, а также непринужденное соединение восточного искусства с новейшими веяниями западной культуры. Самые известные работы художника – «Скачки», «Улица» и «Гуляние в парке».
История русского авангарда не ограничивается талантом девяти художника, их было гораздо большие и каждый из них достоин отдельного упоминания.