Моне и Ренуар
В начале своей карьеры Клод Моне жестоко страдал от денежных затруднений, которые чуть не довели его до самоубийства. В 1860-х бедственное материальное положение художника вынуждало его постоянно переезжать с одного места на другое. Начиная с 1869 года, Моне обосновался в парижском пригороде Буживале. К нему сюда часто приезжал Огюст Ренуар, вместе они много работали на природе, запечатлевая одинаковые виды и разрабатывая собственную технику живописи.
Друзья вглядывались в лицо природы, замечали даже незначительные изменения освещения и движения воздуха, которые интересовали их более всего. Стремление поймать мгновенные состояния постоянно изменяющейся природы, живущей по своим законам, объединяло молодых художников. Они внимательно наблюдали за тем, как преображаются одни и те же пейзажи в зависимости от времени дня, атмосферных условий и характера освещения: удлиняются и сгущаются тени, солнечные блики играют на листьях и воде, образуется рябь на спокойной до этого глади реки.
В 1869 году художники пишут свои знаменитые одноименные картины с видом на кафе на Сене под Буживалем и купальню возле него. Картины получили название «Лягушатник» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). В своем варианте работы Моне отрабатывал индивидуальную технику письма, новую манеру наложения мазков, дающую возможность быстро переносить на холст ощущения от увиденного, которую критики сочли крайне небрежной. Действительно, с точки зрения салонного живописца полотно производит впечатление незаконченного, бегло исполненного этюда, в котором предметы только обозначены, причем довольно грубо. Здесь нет идеализации, характерной для академического искусства. Но Моне совершенно сознательно избегал этого. Художник всегда писал то, что видел в данный момент, стараясь «поймать» застывшей всего на один миг изменчивой действительности, а для такой задачи ему нужна была быстрая техника.