26.03.2016

Вечные образы в живописи


Несколько лет назад численность населения планеты Земля перевалила за 7 миллиардов человек. И у этой толпы народа, кроме кучи различий, есть нечто общее, что и делает нас человеком. Кто-то называет это душой, кто-то моралью, кто-то как-то еще. Однако эта некая эфемерная общность в искусстве привела к созданию так называемых «вечных образов» - определенных сюжетов, которые многократно используются в разных видах искусства.

Образ несчастной любви или «Ромео и Джульетта». «Самая печальная повесть» появилась в искусстве задолго до Шекспира, история с похожим сюжетом встречается еще в древнегреческих мифах, однако именно в трактовке английского драматурга она приобрела мировую известность. Тема несчастных влюбленных нашла широкое отражение и в живописи. Особенно образ Ромео и Джульетты был востребован художниками 19 века. Так, с 1823 по 1834 годы венецианский художник Франческо Айец создаёт десять картин по трагедии Шекспира. К сожалению, до настоящего времени сохранились только четыре из них: «Прощание Ромео с Джульеттой» 1823 и 1833 годов, «Бракосочетание влюблённых» (1823) и «Джульетта, целующая кормилицу» (1823). Но мировую известность художнику принесла картина «Поцелуй» (1859), которая считается неофициальным художественным символом Ромео и Джульетты. Среди других работ других живописцев стоит отметить Агостино Комерио «Фра Лоренцо даёт Джульетте сонное питьё» (1826), Витале Сала «Последние вздохи Джульетты и Ромео», Пьетро Рои «Смерть Джульетты и Ромео» (1860), Сципионе Ваннутелли «Погребение Джульетты Капулетти» (1888), а также картину Эжена Делакруа «Прощание Ромео и Джульетты» (1845).

Как и в случае с «Ромео и Джульеттой», история о датском принце и сложности поставленного пред ним выбора «Быть или не быть?» была известна до Шекспира. Теперь Гамлета мечтает сыграть каждый актер, чтобы рассказать о своем понимании трагедии познании человеком зла. Знаменитая сцена на кладбище притягивает не только актеров, но и художников. Свое видение этого эпизода представляли Э. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище», П.Даньян-Бувере «Гамлет и могильщик». Среди других живописцев, обращавшихся к образу Гамлета, стоит отметить Б. Дехтярева, С. Бродского и М. Врубеля.

Как ни странно, в этой трагедии Шекспира, для художников наиболее интересен оказался образ не Гамлета, а его возлюбленной – Офелии. Офелия, как вечный образ хрупкости человеческих чувств, слабости человека в этом враждебном мире, стала неиссякаемым источником вдохновения для художников-прерафаэлитов. Наиболее известна картина Джона Милле «Офелия» (1852 г), для которой ему позировала Элизабет Сиддал. Одним из первых к этому образу обратился Джозеф Северн, его Офелия была закончена в 1831 году. Ричарду Редгрейву ставили в укор, что на его картине «Офелия, плетущая венки» (1842) героиня не выглядит безумной, как это было у Шекспира. У Артура Хьюза Офелия (1852) больше напоминает ребенка, чем безумную девушку. Эжен Делакруа в «Смерти Офелии» (1853) постарался разбавить образ  героини чувственной эротикой. Данте-Габриэль Росетти на полотне «Первое безумие Офелии» (1868) изображает последний эпизод трагедии, где Офелия еще жива. Офелия (1864) Джорджа Уоттса через ветви кустарнику наблюдает за бегущим ручьем. Трижды к образу шекспировской героини обращался Джон Уотерхаус. И ни одна из его Офелий (1889, 1894 и 1910 гг.) не напоминает предыдущих. Самое чувственное и самое шокирующее изображение Офелии (1910) принадлежит кисти Эрнеста Эбера.

Еще один вечный образ, пришедший из литературы – это Дон Кихот. Бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, стремление к высоким идеалам – все это сейчас называется «донкихотство». Рыцаря Печального образа и его верного оруженосца изображали многие художники. Многие испанские живописцы стремились воплотить на холсте своего национального литературного героя, в том числе Франсиско Гойя, который мечтал проиллюстрировать роман, но от его замысла остался всего один офорт. Самый популярный портрет Дон Кихота принадлежит кисти французского живописца Оноре Домье. Волновал образ последнего рыцаря и художников 20-го века – С. Дали, И. Сулоага и П. Пикассо – работа последнего вообще стала хрестоматийной. Не были равнодушны к герою Сервантеса и некоторые русские художники. Так, Дон Кихота изображали И.Репин и В.Серов.

назад к списку новостей »