19.03.2016

Русский авангард


Нет в истории отечественного искусства более неоднозначного явления, чем русский авангард. Забытый и раскритикованный на родине, на Западе он получил серьезное признание, недаром списки самых дорогих картин русских художников неизменно возглавляют работы авангардистов.

Русским авангардом называют совокупность художественных направлений в отечественном искусстве с 1890 по 1930 годы, хотя иногда эти границы расширяют до 1850-1960-х годов. Русский авангард не имел какой-либо конкретной художественной программы, все разрозненные стили, объединенные под этим термином, схожи благодаря решительному разрыву с академическими традициями живописи и господствовавшим в тот момент модерном. Кроме того, авангардисты не принимали культурное наследие, отрицали преемственность в художественном творчестве, а их креативная модель строилась на сочетании нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией. В более конкретном смысле под авангардом понимают конструктивизм, фовизм, кубизм, пуризм, орфизм, сюрреализм, дадаизм, оп-арт и поп-арт.

Всем направлениям авангардного искусства свойственна замена духовности содержания прагматизмом, живописной образности – гармоничностью, эмоциональности - трезвым расчетом, глобальных идей - утилитарностью. Русский максимализм, проявившийся уже в товариществе передвижников и усиленный революционными событиями, стал основной причиной того, что Советская Россия считается местом зарождения авангардного искусства. Авангардизм восхищает безудержной свободой, но именно она свидетельствует о некой деградации, разрушении целостности формы и содержания. Характерная для некоторых направлений нового искусства атмосфера игривости, иронии, игры, маскарада и карнавальности не может скрыть глубокий душевный разлад. Вероятно, сама идеология художественного авангарда основана на разрушительной силе.

Авангардизм нацелен на преобразование человеческого сознания при помощи искусства, на так называемую эстетическую революцию, которая должна была разрушить духовную косность общества. Художники авангарда ввели в свое творчество достаточно грубые образы: поэтику улицы, хаос современного города, природу, полную противоречивой созидательно-разрушительной силы. Они части указывали в своих манифестах на принцип «анти-искусства», противопоставляя себя не столько традиционным стилям, сколько всему искусству в целом. Хотя авангардизм затронул все направления искусства, но ярче всего он проявился в живописи – именно изоискусство было инициатором новых движений. Предтечей авангарда стал постимпрессионизм, который предопределил основные тенденции нового стиля. В начале 20-го века новые направления в живописи появляются одно за другим: экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм обозначили иррациональную сторону авангарда с их вниманием к бессознательному в человеческой психике, а рациональная линия проявилась в конструктивизме. Важный толчок в развитии русского авангарда дала политическая нестабильность этого времени. Художники-авангардисты охотно сотрудничали с левыми политическими силами, получая, таким образом, известность в широких массах и относительное финансовое благополучие. Однако уже в 1920-х годах отмечается некое взаимодействие авангарда с модерном и массовой культурой, а былое противостояние с традиционным искусством утрачивает прежний пафос. В середине 20-го века авангард испытывает серьезный кризис и отдает пальму первенства зарождающемуся постмодернизму. В Советском союзе век авангардизма закончился еще раньше. На рубеже 1920-1930-х годов все нереалистические направления были запрещены, основная часть художников эмигрировала, оставшиеся или были репрессированы или втиснуты в строгие рамки Союза художников, созданного в 1932 году. Именно этот год считается завершением эпохи русского авангарда.

назад к списку новостей »