Импрессионизм в Европе
Появление импрессионизма во второй половине 19 века во Франции стало настоящей революцией в искусстве. И, как у всего важного, до настоящего времени нет однозначной оценки этого явления: многие считают импрессионизм настоящим прорывом, а кто-то - что он стал причиной «опопсения» живописи. Но, так или иначе, популярность этого течения была высокой и быстро распространилась далеко за пределы Франции. Так, широко известен американский импрессионизм, по причине того, что практически все американские художники (У. Чейз, Дж. Сарджент, Т. Робинсон) проходили обучение в Европе (в частности в Париже); в России говорят о русском импрессионизме, упоминая творчество К. Коровина, К. Сомова, В. Серова. Однако о практически ничего не известно о художниках-импрессионистах в других европейских странах, и, именно о них будет рассказано ниже.
В Италии примерно в одно время с Францией, и даже немного ранее, в схожей с импрессионизмом технике работала группа художников, которую называли «маккьяйоли». Эти художники собирались в флорентийском кафе «Микеланджело», где проводили жаркие дискуссии о живописи. Лидером движения был Джованни Фаттори (1825-1908). Его работы близки к барбизонской школе: на полотне он сочетает естественный свет и яркие пятна. Главным теоретиком направления был Телемако Сигнорини (1835-1901), чьи картины напоминают некоторые полотна Дега. Другой участник группы – Сильвестро Лега известнее благодаря своим пейзажам и женским портретам. Вообще, для итальянского импрессионизма характерна социальная и политическая направленность. В Германии импрессионизм появился через полтора-два десятилетия после возникновения во Франции. Немецкие импрессионисты входили в состав Берлинского и Мюнхенского Сецессиона. Самые известные среди них – это Макс Либерман и Ловис Коринт, которые в своем творчестве опирались на работы Вильгельма Лейбля. Среди других представителей немецкого импрессионизма стоит отметить Вальтера Лейстиков, Макса Слефогта. Немецкий импрессионизм отличается высокой экспрессивностью.
Тесные связи всегда связывали Англию и Францию. И хотя французские импрессионисты охотно посещали Туманный Альбион (К. Моне «Вестминстерский мост», 1871), сам стиль в Великобритании был принят прохладно и практически до настоящего времени остается непризнанным, чего только стоит судебная тяжба между Рёскином и Уистлером. Поэтому в Англии, кроме полуамериканцев-полуфранцузов Сарджента и Уистлера, нет широко известных импрессионистов, а имена остальных практически не известны даже искушенному зрителю: Джозеф Оппенхаймер, Альфред Маннингс, Вильям Кеннеди, Артур Хакер.
Наиболее благосклонно и бережно к новому направлению отнеслись художники Испании, многие из которых подолгу жили и работали в Париже. Подобная популярность, вероятно, объясняется тем, что именно импрессионизм позволял наиболее точно передать всю красоту испанской природы. Одними из первых к новому стилю обратились Карлос де Хаес и его ученик Мартин Рико. А самым известным испанским импрессионистом, получившим признание даже во Франции, считается Хоакин Соролья. В его картинах с большой любовью представлена испанская природа и быт местных провинций.