Что означают натюрморты, их тайные знаки?
Любуясь красочными натюрмортами, мы подчас не подозреваем о тайных знаках, которые скрыты на этих полотнах (особенно написанных в средние века). Что же это за знаки? Все предметы в голландском натюрморте символичны. На картинах голландских художников 17 - 18 в. букет уподоблен человеческой жизни. Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о нестабильности удовольствий и достижений. Все предметы были многозначными, имели светский и религиозный подтексты.
Что означают цветы на натюрмортах?
- ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;
- крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;
- осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
- увядший цветок - намек на исчезновение чувства.
Что означают фрукты на натюрмортах?
- зрелые плоды - символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
- гранат - символ воскресения, символ целомудрия;
- вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
- земляника - символ праведности и трудолюбия;
- оливка - символ мира;
- лимон – предательство, чувственные наслаждения;
- птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения;
- порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;
Что означает посуда на натюрмортах?
- стекло – символ хрупкости;
- фарфор – чистота;
- ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
- бутылка – символ греха и пьянства;
- разбитая посуда - символ смерти;
- кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
- перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность.
- особая категория ванитас - философские натюрморты. На них череп почти обязателен.
Что означают предметы на натюрмортах?
- часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;
- череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
- колосья пешеницы, плюща или лавра - символы возрождения и круговорота жизни;
- хлеб – символ тела Господа, в сочетании с вином – таинство Евхаристии;
- мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есмь мыльный пузырь»;
- книги и географические карты, писчее перо — символы наук.
Примеры на отдельных натюрмортах известных голландских художниках.
Ambrosius Bosschaert the Elder " Натюрморт с цветами". 1614 год.
1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
Jacob van Walscapelle "Натюрморт с цветами и насекомыми"
1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак - цветок сна и смерти; гиацинт - знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой - символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.
2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка - это символ воскресения.
3. муха, ползающая по одному из цветов, - символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке - символу добра и эмблеме спасения и воскресения.
4. на вазе изображены два водных божества: справа - Тритон и слева - речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни.
Abraham Mignon "Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой", 1670-1675 года.
Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, - это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне - символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.
Abraham Mignon "Натюрморт". 1665 год.
1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых - мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.
2. мышь (слева внизу) - символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни.
3. колосья пшеницы и гроздья винограда - известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа.
4. щегол - символ страстей Господних и символ человеческой души.
5. гнездо в ветвях - отражение библейского текста: " И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих" (Псалмы).
Мария ван Остервейк "Суета сует". 1668 год.
В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное "Vanitas" - "Суета сует", кстати полотна многих живописцев так и назывались "Суета сует".
1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.
2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.
3. мухи - злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра.
4. песочные часы - ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир.
5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: "Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить". И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.
Ян Давидс де Хем. "Натюрморт с фруктами и лангустом". 1648-49 года.
1. гроздья винограда - символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.
2. пустая раковина - символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение.
3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.
Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и "Vanitas", поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных - на первый взгляд - предметах.
Другие картины Ян Давидса де Хема.
Andries Benedetti "Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой", 1646 год.
1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.
2. часы (лежат слева на столе около кубка) - символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола.
3. лангуст - воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл).
4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении "De Musica" ("О музыке") утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога - "основателя всего сущего".
5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград - евхаристический символ) и воскрес (лангуст - символ воскресения), чтобы спасти род человеческий.
Бальтазар ван дер Аст "Корзина с фруктами", 1632 год.
1. ящерица, как и мухи, стрекозы - символы зла.
2. бабочка - символ воскресения и спасения, находится в постоянной борьбе добра со злом.
3. гроздья винограда - символы Святого Причастия (евхаристические).
4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного.
5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: "Сначала зреет, а потом гниёт", и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца.
Juan Sanchez Cotan "Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами", около 1602 года.
1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.
2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): "Но Ты всё расположил мерою, числом и весом".
Osias Beert "Натюрморт с вишнями и земляникой". 1608 год.
1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.
2. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).
3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла.
4. бабочка - символ воскресения, а противопоставленная стрекозе, отражает вечную борьбу между добром и злом.
5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых.
6. земляника отсылает нас к образу рая.
Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 года.
1. стакан вина - символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.
2. кисти винограда - евхаристический смысл.
3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.
4. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).
5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.
6. орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха - плоть, скорлупа древесной породы - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.