18.02.2016

Мастер сказочного жанра Виктор Васнецов


Виктор Васнецов — один из самых самобытных русских художников. Хотя его перу принадлежит ряд знаковых жанровых картин («С квартиры на квартиру», «В чайной», «Нищие певцы», «Книжная лавочка», «Чтение военной телеграммы», «Преферанс»), он известен нам, в первую очередь, как непревзойденный мастер «сказочного жанра».

Впервые к народному эпосу художник обращается во второй половине 1880-х годов – именно в это время создана картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Хотя картина была воспринята неоднозначно, так сам Васнецов говорил, что перед его картиной больше стоят спиной, но именно с нее начинается этап в творчестве художника. Дальнейшее развитие сказочного жанра произошло благодаря промышленнику Савве Мамонтову, который заказал художнику картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Именно благодаря этому появились картины: «Ковер-самолет» (1880),«Битва славян со скифами»(1881) и «Три царевны подземного царства» (1881).

По задумке Васнецова, ковер-самолет стал символом железной дороги - самого быстрого, на тот момент, транспорта. Картина вызвала противоречивые эмоции у публики, однако никто не стал отрицать несомненный талант художника в изображении мелких деталей, которые, сливаясь, создают яркий образ. Зрителей поражала необычная тема полотна, оригинальный мотив свободного полета, противопоставление среднерусского пейзажа и восточным краскам ковра, сила, чувствующаяся в фигуре Ивана Царевича, неземное сияние жар-птицы в клетке. Первоначальная задумка художника хотел изобразить на ковре Царевича и его возлюбленную, склонившую голову на мужское плечо. Однако, потом Васнецов решил оставить на ковре только Ивана, вручив ему клетку с жар-птицей. Но идея о паре, которая совместно преодолевает все трудности волшебного мира, потом была использована в другой известной картине - «Иван Царевич на Сером волке» (1889), где Иван Царевич со спутницей сидят на Сером волке точно так же, как на эскизе «Ковра-самолёта».

Хотя правление железной дороге в итоге отказалось от приобретения картин из-за несоответствия их «духу компании», полотна были куплены сами Мамонтовым и его братом. Следующим этапом развития сказочного жанра в творчестве Васнецова можно считать знаменитую «Алёнушку» (1881), которая является самой проникновенной, гармоничной и лиричной картиной художника. Здесь Васнецову удалось соединить воедино сказку и реальность, получив целостный образ. Поэтому искренняя печаль девушки, сидящей на берегу пруда, вызывает отклик в душе любого, посмотревшего на эту картину. Будучи состоявшимся мастером, Васнецов работает над монументальным панно «Каменный век», а также участвует в росписи Владимирского собора в Киеве. Несмотря на каноничность религиозной росписи, художник не боится в сюжеты элементы сказочности и светскости.

После окончания работ в Киеве, Васнецов с семьей переезжает в Москву, где начинается работа над главной картиной в его творчестве «Богатыри» (1898). По одной из версий, на создание полотна художника вдохновили три могучих дуба. Когда картина была закончена, она стала главным произведением первой персональной выставки Васнецова. В начале 20-го века художник продолжает работать над созданием картин на сказочные сюжеты («Снегурочка» 1899, «Илья Муромец», «Поединок Пересвета с Челубеем» обе 1914), параллельно принимая участие в росписи храмов: в Петербурге, Дармштадте и Варшаве. Революция нанесла серьезный удар по личной жизни художника — часть его семьи осталась за границей. Но и это не помешало ему продолжить разрабатывать сказочные образы («Царевна-лягушка», 1918, «Кощей Бессмертный» 1926). Виктор Васнецов стал первооткрывателем сказочного жанра для серьезной живописи, и, во многом, стал его символом. А лучшим признанием творческих заслуг художника является то, что до сих пор он остается любимым художником для детей, открывающих для себя мир русских сказок.

назад к списку новостей »