06.02.2016

Самые известные натюрморты


Отношение к натюрморту в разные эпохи менялось, иногда о нем практически забывали, а иногда он был самым популярным жанром живописи. Как самостоятельный жанр живописи он появился в творчестве голландских художников в 17 веке. В России долгое время к натюрморту относились как к низшему жанру, и только в начале 20 века стал полноценным жанром. За четырех вековую историю художниками было создано очень большое количество натюрмортов, но и среди этого количества можно выделить наиболее известные и значимые работы для жанра.

«Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) Виллем Клас Хеда (1594-1682).

Голландский художник был признанным мастером натюрморта, но именно эта картина выделяется в его творчестве. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта - создаётся ощущение реальности каждого из них. На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро. Завтра только что окончен, поэтому на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной. Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Так, серебряная посуда говорит о земном богатстве, ветчина обозначает чувственные радости, а лимон – внешнюю красоту, скрывающую внутреннюю горечь. Через эти символы художник напоминает нам, что следует думать больше о душе, а не только о теле. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.

«Персики и груши» (1895) Поль Сезанн (1830-1906).

Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Поэтому практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Он считал, что живопись должна объективно передавать действительность, а картины должны быть основаны на закономерностях природы. Сезанн стремился передать не изменчивые, а постоянные качества предмета, через синтез формы и цвета, объединение формы и пространства. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть – сбоку, маленький столик – снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Поэтому форма предметов на его  натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Именно поэтому Сезанна выглядят монументальными.

«Голубая скатерть» (1909) Анри Матисс (1869-1954).

В живописи 20-го века Анри Матисс занимает особое место – среди своих многочисленных коллег он практически единственный художник-оптимист, который через свои жизнерадостные полотна стремился дать людям покой. Именно таков натюрморт «Голубая скатерть», где Матисс при помощи своего любимого приёма, ниспадающей ткани, делает пространство картины практически плоским, двумерным. Взгляд невольно любуется игрой синего орнамента на скатерти, причудливыми линиями предметов натюрморта. Художник словно обобщил формы кофейника, графина и румяных яблок, и они потеряли свою объёмность и подчинились ритму ткани

«Сирень» (1939) Петр Кончаловский (1876-1956).

П. Кончаловский в своей живописи пытался соединить праздничность цвета, характерную для русского народному творчеству и конструктивность цвета Поля Сезанна. Известность Кончаловскому принесли натюрморты, выполненные в стиле, близком фовизму и кубизму. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. Хотя кисти сирени изображены достаточно обобщённо, воображение автоматически дорисовывает очертание каждого цветочка, делая изображение максимально реалистичным.

«Ягоды на фоне красного подноса» (1910) Илья Машков (1881-1944).

Эта работа оказалась в этом списке не из-за своей значимости для жанра, а благодаря уникальному чувству радости от каждого мгновения. Хотя все изображенные здесь предметы хорошо всем знакомы, но художнику удалось передать свое восхищение щедростью природы и богатством окружающего мира.

назад к списку новостей »