Жизнь и творчество Б. Кустодиева
Среди многочисленных эпитетов, посвященных Борису Михайловичу Кустодиеву, можно встретить самые разнообразные: «богатырь русской живописи», «русский Рубенс». Но практически никто не сравнивает его с Огюстом Ренуаром, хотя между ними очень много общего. И это не только история борьбы творчества с болезнью, но и общее настроение их картин.
Художник родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя местной духовной семинарии. Несмотря на достаточно трудное детство, уже в 9 лет мальчик решил стать художником. Правда сначала ему пришлось поступить астраханскую семинарию, параллельно с учебой он брал уроки живописи у местного художника, по рекомендации которого Кустодиев в 1896 году отправляется в Петербуржскую Академию художеств. На втором курсе на талантливого юношу обращает внимание И. Репин и приглашает в свою мастерскую. К концу обучения Кустодиев становится сотрудником известного художника и помогает ему в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», считается, что подмастерье выполнил примерно треть полотна. Хотя ему удалось добиться максимального сходства с творческой манерой Репина, как портретист он ближе к К. Серову. Их объединяет схожая живописная пластика, длина мазка, акцент на артистизме персонажа.
Хотя Кустодиев начинал как художник-портретист, но в качестве дипломной работы он выбрал жанровую картину («На базаре»), за которую получил золотую медаль и право на заграничный пансион. Правда, наиболее значимое событие в жизни художника произошло за три года до этого, когда он во время путешествия по Волге встретил свою будущую супругу. Поэтому в европейское путешествие он поехал с женой с маленьким сыном. Благодаря счастливому браку семья стала важной темой в творчестве Кустодиева, эти работы отличаются нежной, интимной и проникновенной атмосферой. Такова картина «Утро» (1903), изображающая молодую жену с ребенком.
С начала 1900-х годов Кустодиев разрабатывает оригинальный жанр портрета-картины или портрета-типа, в котором модель является частью окружающего её пейзажа или интерьера. Наиболее явно этот синтез портрета и жанровой картины заметен в работах «Автопортрет» (1912), портрете А.И. Анисимова (1915), Ф.И.Шаляпина (1922).
Около полугода Кустодиев провел за границей, посещая выставки и музеи Парижа и Мадрида, но тоска по родине заставила его вернуться раньше срока окончания пансиона. В России популярность художника росла – желающие получить портрет кисти мастера вставали в очередь за полгода и более. Одна из самых известных «заказных» работ - портрет Николая II (1915). Однако интересы Кустодиева не ограничивались портретным жанром, в 1906 году он увлекается новой концепцией и создает серии картин на темы провинциального праздничного быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых заметны черты модерна. В этих зрелищных, декоративных полотнах через бытовой жанр раскрывается русский характер, создается сказка о провинциальной русской жизни. В этих картинах формы упрощаются, а на первый план выходит линия, рисунок и гамма.
В 1907 году Б. Кустодиева принимают в Союз русских художников, в 1909 он становится академиком живописи, а через год вступает в объединение «Мира искусства». Работы художника показываются на многих отечественных и зарубежных выставках, неизбежно получая положительные отзывы. Однако впереди его ждет страшная болезнь. С 1911 по 1916 ему ставили несколько диагнозов, и провели две операции, вторая из которых навсегда парализовала его ноги. И хотя с этого момента мир Кустодиева ограничивается его комнатой, он создает самые праздничные, жизнелюбивые картины, которые стали его визитной карточкой. На этих полотнах расцветает бурная провинциальная жизнь, праздники, появляются знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. И этот фантастический и ностальгический мир странным образом выглядит реальнее окружающей действительности. В дальнейшем художник постепенно смещается в сторону стилизации народной жизни и быта русского купечества («Купчиха за чаем», «Красавица», «Русская Венера»).
События 1917 года Кустодиев встретил положительно, в это время в его творчестве главное место в его творчестве заняла тема современности. Итогом этого периода можно считать картину «Большевик» (1919). В 1923 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. В 1927 году он задумал триптих «Радость труда и отдыха», однако обыкновенная простуда привела к воспалению легких, которое ослабленный организм художника уже не смог побороть.
Борис Кустодиев – во многом уникальных художник для российской живописи. И дело не только в отказе от привычных приемов живописи, броской декоративности его картин, простоты и яркости изобразительного языка, ярких сочетаний цвета. А в том, что ему удалось выкристаллизовать и запечатлеть квинтэссенцию русского праздника-гуляния. И, несмотря на «рафинированность» его картин, где нет ни обязательных для ярмарок нищих, пьяных, грязи людных мест, они выглядят максимально реалистично, ведь именно так должен быть образ России в радости.