28.01.2016

Жизнь и творчество Огюста Ренуар


Огюст Ренуар во многом уникальный художник. Он стоял у истоков формирования нового стиля, но сам не был реформатором или бунтовщиком, он просто был влюблен в то, что делает. За свою жизнь он создал примерно 6 тысяч картин, и среди них вы не найдете ни одной минорной. Везде радость жизни и буйство красок, хотя жизнь художника не баловала, а в последние годы он едва мог шевелить руками, и рисовал, привязанной к руке кисточкой.

Пьер Огюст Ренуар родился в начале 1841 года во французском городе Лиможе в многодетной семье портного. Вскоре Ренуары переезжают в Париж, а у ребенка проявляются творческие способности в музыке и несколько лет он поет в церковном хоре. В 13-летнем возрасте Огюст устраивается на работу в Севрскую фарфоровую мануфактуру, где расписывает готовые изделия. А после работы он часто ходил в Лувр и перерисовывал картины классиков.

В семнадцать лет Ренуар из-за появления технологии печатного декора остается без работы. Ради заработка он занимается росписью вееров, а затем декором штор. В 1862 году Огюст некоторое время посещает ателье Глейра, где знакомится с будущими импрессионистами: Базилем, Сислеем, Моне, Писсарро и Сезанном. Друзья для занятий живописью часто ходят в лес Фонтенбло, где Огюст работает в заимствованной у Г. Курбе технике - пишет пейзажи мастихином. Наиболее сильно влияние Курбе на Ренуара ощущается в картине «Диана» (1863). Но вскоре палитра художника начинает светлеть, а мазок приобретает подвижность и легкость – Ренуар приходит к импрессионистской манере.

Во второй половине 1860-х художник знакомится с Лиз Трео, которая становится его любимой моделью. Самая известная работа с ее изображением – это «Лиз с зонтиком» (1868). Картина была представлена на Осеннем Салоне 1868 года, и только неудачное расположение полотна не позволили Ренуару проснуться знаменитым. Желание работать на пленере сводит Ренуара с Э. Мане. Поиск подходящей натуры приводит их в купальню «Лягушатник», которая была настоящим сосредоточием яркой, сочной энергии любви к жизни. Однако в отличие от пейзажей Мане, в работах Ренуара всегда присутствует человек.

В 1870 году в Салоне было представлено две картины художника: «Купальщица» и «Алжирская женщина», которые были положительно встречены критикой. Но начало франко-прусской войны помешало Ренуару развить успех – он был призван на фронт. И, хотя в 1871 году художник уже вернулся в Париж, все пришлось начинать сначала. Благодаря продаже многих картин маршану Дюран-Рюэлу, Ренуар покупает большую мастерскую в Париже, что позволяет ему прекрасно подготовиться к Салону Отвергнутых 1873 года. А на следующий год он организует и принимает участие в первой выставке импрессионистов, где выставляет пять своих полотен: «Танцовщица», «Жнецы», «Парижанка», «Голова женщины» и «Ложа», которая была продана за 425 франков.

Иногда исследователи творчества Ренуара критикуют художника за то, что он работал в угоду публики, а его главная цель – понравиться зрителю. Но с любовью выполненные портреты и обнаженные фигуры – это вовсе не для того, чтобы угодить публики, он действительно любил и восхищался тем, что рисует. 70-е – начало 80-х годов 19 века – это период расцвета творчества художника, в это время он создает свои лучшие картины: «Ложа» (1874), «Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнаженная» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), портреты артистки Жанны Самари (1877) и коллекционера Шоке (1875).

В знаковой картине «Завтрак гребцов» Ренуар впервые изобразил молодую девушку Алину Шарига (она сидит ближайшая к зрителю), на которой он женится в 1890 году. «Завтрак гребцов» стоит в одном ряду с картинами «Прогулка на лодках в Шату» и «Бал в Мулен де ла Галетт» - везде художник изображает группу людей (в последней картине даже толпу) в радостной атмосфере и солнечном свете. В 1879 году к Ренуару наконец-то приходит успех – его «Портрет мадам Шарпантье с детьми», выставленный в Салоне делает его знаменитым.

Большое влияние на творчество художника оказывают путешествия: несколько раз он посещает Северную Африку, Италию, Англию. После этого в картинах Ренуара начинают преобладать зеленоватые и голубоватые оттенки, а линии становятся более четкими и жесткими. В 1880-х годах художник обращается к обнаженной натуре с преобладанием персикового и розового оттенка. Эти картины привлекают красочностью, колоритностью, живым выражением лиц и полным отсутствием пошлости. Знаковая работа этого периода – «Обнаженная» или «Нагая женщина, сидящая на кушетке». На кушетке в розово-зеленую полоску сидит обнаженная женщина. Ее немного полная фигура не соответствует канонам женской красоты, но она полна сил, здоровья и молодости – именно таково представление художника о прекрасном. В своих портретах Ренуар не пытается дать психологическую характеристику персонажа, а здесь этого и не надо. Модель покоряет нас не своим характером, а своей чувственной красотой, плавностью движений, свежестью ее розового лица, пышной копной темных волос. Ренуара часто обращался к обнаженной натуре, и все эти картины притягивают зрителя. Среди них стоит отметить «Обнаженную в солнечном свете» (1876), «Лежащую обнаженную» (1890), «Купальщицу в скалах» (1892), «Спящую» (1897).

В 1885 году Ренуаров рождается первенец, которого назвали Пьер, в 1893 – второй сын Жан, который станет известным режиссером, а в 1901 – третий сын Клод. Вообще Ренуар был примерным семьянином, всю жизнь прожил в одном браке, пережив жену на 4 года. Последним истинным шедевром Ренуара являются «Большие купальщицы» (1885–1887). На создание этой картины художника вдохновили рельеф «Нимфы» в Версале, но, в отличие от версальских, купальщицы Ренуара полностью человечны, пусть художник и пытался изобразить их идеальными. Это крупное полотно (1,16x1,68 метра) выполнено в нехарактерной для художника манере, от которой он в дальнейшем отказался.

С 1890-х годов в творчестве Ренуара начинается спад, несмотря на отдельные удачные картины. Художник все чаще уходит в поиски «красивого», увлекается преувеличением форм и неестественным сочетаниям красок. В начале 20-го века усилившийся ревматизм заставляет Ренуара с семьей переехать на юг страны, где художник покупает дом. Но ожидаемого облегчения не происходит, болезнь прогрессирует, что, однако, не заставляет Ренуара бросить живопись – он по-прежнему рисует каждый день, а его работы полны легкости, воздушности и неповторимой яркости. На седьмом десятке лет, в 1907 году художник обретает финансовый достаток – его картину «Портрет мадам Шарпантье с детьми» продают за баснословную сумму - 91 тысячу франков. С 1910 года Ренуар ходит только с помощью костылей, а через два года руки и ноги полностью отказывают. Но он продолжает работать, либо, зажав кисть двумя подвижными пальцами, либо, привязав ее к кисти, практически до последнего дня.

назад к списку новостей »