Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
В поздний период своего творческого пути художник постарался уйти от попыток найти ответы на вечные вопросы человечества, путем создания композиционных полотен. Вместо этого он начинает писать стилистически обычные портреты любого лица, которое ему понравится. Несмотря на то, что многие из них станут очень похожими друг на друга манерой письма и качеством исполнения, Кузьма Сергеевич пытался передать мазками кисточки по холсту все мельчайшие детали человеческих лиц, которые он написал в этом жанре изобразительного искусства.
Чаще остальных он писал портреты своей собственной жены Марии Федоровны, а также родных и близких ему людей. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Этот портрет среди искусствоведов и поклонников творчества Кузьмы Сергеевича, считается вершиной его позднего творчества. Написать в то время портрет известной во всех слоях общества поэтессы было делом рискованным, потому что до него, кто только не рисовал и не писал Анну Ахматову, и люди более одаренные, чем Петров-Водкин, и менее, и даже гении живописи своего времени. Все же он пошел на этот риск, отбросив в сторону ответственность перед собой, общественным мнением, мнением коллег по цеху и историей. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Такой, какой он её видел с точки зрения взгляда живописца, а именно человека творческого, глубокого, умного. Он взял лицо Анны крупным планом, что является очень характерным жестом для него в свой поздний период творчества, а из синеватого фона проступает образ девы – эту традицию Кузьма Сергеевич перенял у художников прошлого, и не стеснялся ни перед кем в этом признаваться.