14.01.2016

Национальные школы в живописи


Как ни странно, но национальность бывает не только у человека, но и у живописи. Это явление называется национальная художественная школа и подразумевает те или иные творческие особенности, характерные для представителей какой-либо страны. Подобное творческое обособление началось в 17 веке в Европе, а уже в 19-20 веках происходит «глобализация» искусства, которое признается универсальным языком для обмена информацией.

Своеобразие каждой крупной национальной художественной школы связано с особенностями развития страны, ее историческим развитием, характером общественной жизни, а также спецификой художественных традиций. Наиболее ярко и четко этот процесс проходил в Голландии, Испании, Италии, Франции и Фландрии. Развитие национальных школ в Англии, Германии и России произошло значительно позднее.

Специфику голландской живописной школы определил общественное и религиозное состояние страны. В стране победившей буржуазии на заказ писались только портреты (групповые портреты Рембрандта), большинство художников работало «на рынок», где были востребованы небольшие по формату и сравнительно недорогие картины. Ушла в прошлое религиозная живопись, а главными жанрами стали портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой жанр. Художники старались ориентироваться на вкус общества, поэтому для голландской школы характерна плановость, реалистичность и внимание к деталям и нюансам.

В иных обстоятельствах проходило становление национальной школы живописи в Испании. В 17 веке здесь главенствовала Церковь и монашеские ордена, поэтому основными жанрами живописи были религиозный и портрет. Именно этим объясняется характерная для испанской живописи концентрация внимания на человеке, и практически полное отсутствие пейзажа и бытового жанра (Сурбаран, Веласкес, Мурильо). Итальянская живопись после расцвета в эпоху Возрождения приходит в упадок, что связано с усилением влиянием Церкви, утратой самостоятельности рядом итальянских государств, обнищанием народных масс. В искусстве преобладают настроения пессимизма и тревоги. В этот период происходит формирование барокко. В картинах появляется повышенная эмоциональность, драматизация сюжетов, идеализация образных решений, гиперболичность, иррациональность, обилие аксессуаров и деталей, сложные ракурсы, световые и цветовые контрасты – все то, что позволяет создать впечатление «живых картин». Основным жанром становится библейско-мифологический, а сама живопись отличается монументальностью и репрезентативностью (Караваджо и его последователи, Г. Рени.

Во Франции на формирование национальной живописной школы серьезное влияние оказали идеи Р. Декарта о главенстве человеческого разума. Рационализм становится главной идеей всего французского искусства, а в живописи это выливается в главенство классицизма (Н. Пуссен, К. Лоррен). Параллельно шло развитие барокко, однако он не занимал ведущего положения в искусстве.
Одна из самых ярких национальных школ в 17 веке возникла во Фландрии. Как и в Италии, главным стилем здесь стало барокко, но фламандское барокко существенно отличается от итальянского. Здесь практически нет упаднических настроений, наоборот фламандское барокко наполнено чувством клокочущей жизни и красочного богатства мира, ощущением стихийности силы человека и плодоносящей природы (картины П.Рубенса). Кроме того, для фламандской школы характерна определенная реалистичность, что отразилось в возникновении своеобразного «сельскохозяйственного барокко». В настоящее время термин «национальная живопись» несколько поменял свой характер и в основном используется для обозначения творчества представителей

назад к списку новостей »