Образ Христа в русской живописи 19 века
Использование библейских мотивов в европейской живописи явление достаточно распространенное. Однако в большинстве случаев данные работы просто иллюстрируют притчи из Нового или Старого Завета или несут некий поучительный или аллегоричный смысл.
В российской живописи 19 века, что в большей степени связано с появлением Товарищества передвижников, стала проявляться необычная тенденция к использованию сюжетов из Нового Завета, а именно внесение элементов реализма. В частности художники переосмысливают образ Христа, внося в него все больше человеческих черт. Например, картину В. Поленова «Христос и грешница» (1888) отказывались принимать на выставку, так как Христос был изображен художником без привычного нимба, а значит – обычным человеком. В итоге Поленову пришлось переименовать работу. Но эти трудности не расстроили художника, и он создает целый цикл картин под общим названием «Из жизни Христа».
Основополагающей картиной, которая повлекла переосмысление образа Спасителя, считается «Явление Христа народу» (1857) А. Иванова. Художник проработал над картиной двадцать лет, и она поразила общественность – ее приобрел сам император Александр II. Критики сравнивали «Явление..» с лучшими работами Рафаэля. Увлекался библейскими сюжетами и Николай Ге, среди его работ «Что есть истина?», «Распятие», но самая известная картина – это «Тайная вечере» (1861). Художник отказывается от привычной трактовки и показывает обычную человеческую драму. Картина явственно разделена на две половины – добро и зло. Освещенной группе Христа с учениками противостоит Иуда, стоящий в тени.
Сильное влияние А. Иванов оказал и на Ивана Крамского, которому принадлежит картина «Христос в пустыне» (1872). Использовав евангельский сюжет, художник размышляет о смысле жизни. Он показывает не Бога, даже не Богочеловека, а обычного человека внутри которого происходит мучительная душевная борьба обусловленная трудностью выбора. Параллельно с Крамским над картиной с евангельским сюжетом работал И. Репин. «Воскрешение дочери Иаира» (1871) стала его выпускной работой. Художник долго и мучительно создавал эту картину, представляя как это было бы, если кто-то воскресил его рано умершую сестру Устю.
Многих русских живописцев 19 века привлекали сюжеты из жизни Спасителя: И. Аскназия, Г. Семирадского, В. Верещагина, В. Маковского, В. Сурикова. К концу 19 – началу 20-го веков художники снова начинают видеть в Иисусе Бога и возвращаются к традициям православной иконописи, это особенно заметно в творчестве М. Нестерова, В. Васнецова и К. Малевича.