АР - ДЕКО
Арт Декo (1910 –1920)
cтиль эклектического дизайна, который развивался между I и II Мировыми войнами, называется Ар декo. Он получил свое название на выставке “Internationale des Arts Decoratifs Industriels et Modernes “в 1925 году в Париже. Представителями этого стиля являются Тамара де Лемпицка, Рене Лалик, Вильям ван Аленс, Раймонд Гуд и Паул Маншип.
Характеристика
- Сама форма , цвет и дизайн важнее , нежели украшающий орнамент.
- Предпочтение отдается абстрактным, стилизованным мотивам вместо натуральных.
- Используются яркие цвета.
«Ар деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве второй четверти 20 века, для которого характерно: сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм технического дизайна». Экзотический и яркий, стиль Ар деко - самый загадочный стиль XX столетия. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях ар деко.
АР ДЕКО (фр. art deco, сокр. от art " decoratif) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Для А. д. характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Центрами А. д. были Франция и США. А. д. сочетало элементы стиля модерн. кубизма и экспрессионизма, использовало выразительные особенности передового технического дизайна (в основном материалы и стилистику модных "обтекаемых форм", заимствованную у новейших моделей автомобилей и локомотивов). На его развитие заметно повлияли новые открытия эффектных памятников древнеегипетского искусства (в т. ч. гробницы Тутанхамона, 1922) и древних цивилизаций Америки, а также стилистика новаторской сценографии 1910-1920-х гг. Полнее всего А. д. проявилось в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов, океанских лайнеров и представительских зданий большого бизнеса, включавших различные виды скульптурных, живописных и всевозможных отделочных работ. Также А. д. было представлено прикладными изделиями модных домов, рекламой, промышленной и журнальной графикой и т. д. Наиболее крупные произведения - Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930, архитектору. Ван Элен) и Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940, архитектор Б. У. Моррис).
АРТ ДЕКО (1920-1940): направление, геометрический стиль в архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20 века. Характеные подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы. Арт деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Колоритный район Деко в Майами Бич один из лучших современных примеров этого стиля.
Использовавшийся сначала для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, сегодня термин "Арт Деко" стал всемирно признанным синонимом эффектности. Нимфа и лань Мари Лорансен, 1925; масло, холст. Одна из наиболее ярких художников Арт Лорансен работала в доступной и модной манере Этим термином обозначают стиль, сочетающий в себе классицизм, симметричность и прямолинейность, - продукт таких разных источников, как с одной стороны Арт Нуво, кубизм и Баухауз, а с другой - древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1906-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Начавшись как легкое, изящное новшество, навеянное балетными "Русскими сезонами", Арт Деко вскоре эволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир, - старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее.
Стиль традиционного АРТ ДЕКО. УГЛОВОЙ ШКАФЧИК Эмиль-Жак Рульманн 1916, палисандр, чёрное макассарское дерево, слоновая кость. Шкафчик украшает стилизованная цветочная корзина, популярный мотив раннего АРТ ДЕКО. В конечном итоге Арт Деко стал определяющим фактором развития международной моды, средств коммуникации, путешествий, работы и отдыха. Он оказывал влияние на индустрию развлечения, архитектуру и современную культуру - от кинотеатров, жилых домов, небоскребов и промышленных проектов до оформления внутренних интерьеров, драгоценных украшений, курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды, осветительных приборов, плакатов, книжных и журнальных иллюстраций, тканей, живописи и скульптуры. Исключительно популярный и широко распространенный в свое время стиль Арт Деко не раз доказал свою немеркнущую привлекательность, так как даже в наши дни он остается самым эффективным средством воссоздания элегантности, роскоши и энтузиазма прошедшей поры. Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Арт Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем "стиля звезд" и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. КРАЙСЛЕР - БИЛДИНГ Уильям Ван Ален, 1930, Нью Йорк. Арочный шпиль, оправленный в нержавеющую сталь и усиленный узором треугольных окон, придаёт знаменитому небоскрёбу выраженный драмматизм Термин "Арт Деко", более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность. Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouwau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны, и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой. Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи Арт Деко, навеянной балетными "Русскими сезонами", вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли, существующий мир - старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее сильнее тех, что они применяли ранее. Как художественный стиль Арт Деко впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кино продукцией. Костюмы и декорации к картине "Клеопатра" (1934 г.) студии "Парамаунт" вызывали прямые ассоциации с орнаментами и горгульями нового ньюйоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты из фильма компании "МГМ" (1932 г.) выгля, как статуэтка Арт Деко из бронзы и черног рева.
Термин "Арт Деко" происходит от названия Exposition Internationale des ПАВИЛЬОН ТУРИЗМА Роберт Малле-Стивенс, 1924-1925, перспективный эскиз Построен для Парижской выставки декоративных искуств 1925г. Art Decoratifs et Industriels Modernes - Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник еще позднее - в 1966 году, во врем) рождения выставки в парижском Musee de Arts Decoratifs {Музee декоративных искусств).
Эта экспозиция возвестила о возрождении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием "модерн", но, в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным "интернациональным" стилем - безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы, Арт Деко был также известен как "джазовый модерн", "зигзаг модерн" и "обтекаемый модерн" - последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов. Арт Деко формировал сам образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях. Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени, неоновая реклама, все создавалось " стиле "модерн", а точнее,
Арт Деко. ШОТЛАНДСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕВЮ Чарлз Ренни Макинтош, 1986г. плакат Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны Всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, яркими неоновыми вывесками и изысканными ин-терьерами в стиле Арт Деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами здания, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный шпиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стейт-билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города. Сегодня общества Арт Деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими па-мятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости. Выдержки из книги Сюзанны А. Стерноу "АРТ ДЕКО - полёт художественной фантазии"
Ар деко (стиль)
Название происходит от французского art deco — букв. «декоративное искусство», сокращение из Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» (проходила в Париже в 1925 году). Стиль отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества в период между двумя войнами.
Направление ар деко существовало в европейском искусстве еще в 1920-х годах. К 1928 году оно достигло Америки, где в 1930-х преобразовалось в Streamline_Moderne — американизированное ответвление ар деко, в ближайшее десятилетие получившее широкое распространение. Именно с ар деко ассоциируются роскошь круизных лайнеров типа «Титаника» и голливудские фильмы о красивой жизни миллионеров.
Ар деко также отражал необыкновенный творческий подъем, свойственный эпохе джаза. Но современники оценивали его в целом как кричащий, безвкусный и поддельно роскошный.
На развитие этого шикарного стиля в Европе оказали свое влияние гастроли Русского балета Дягилева с его яркими костюмами и декорациями, а также показы модной одежды от Поля Пуаре (Paul Poiret). В нем заметны абстрактные формы, заимствованные из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов.
Длинный шарф, стрижка "паж", короткая юбка — приметы стиля ар деко в моде. Существенной составляющей стиля ар деко стали египетские мотивы, вошедшие в моду после открытия в 1922 году гробницы Тутанхомона, и элементы, заимствованные из примитивного искусства Африки и индейцев Центральной Америки, греческой архаики и древнего Междуречья (зиккураты). Основной формой жилой архитектуры в этом стиле, как и в ар нуво, являлись частные виллы в предместьях крупных городов и доходные дома. Характерные особенности построек: простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, наличие внутреннего каркаса, а также новаторское распределение внутреннего пространства — т. н. «свободный план». Одна из главных отличительных черт — высокий уровень комфорта, достигаемый за счет технических инноваций: ванные и кухни были снабжены всем доступным в те годы оборудованием.
Интерьер необычайно роскошен. В его оформлении, как и в декорировании мебели, использовали дорогие материалы: красное и черное дерево, латунь, серебро, эмаль, полированные драгоценные камни, перламутр, слоновую кость, хрусталь, шагреневую кожу, «шкурки ящериц», кожу крокодила. Полы выкладывали паркетом ярких контрастных цветов из редких пород древесины или изысканной керамической плиткой. Для отделки стен часто использовали витражи, мозаику из керамики. В очертаниях мебели стали преобладать скругленные углы, строгие вертикальные линии, геометрические формы. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала служили красное и черное дерево, а также такие технологические инновации, как цветное стекло (персикового цвета). Мебель для сидения украшали обивкой из дорогостоящей кожи, часто экзотической выделки.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ:
• геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, черно-белые клавиши рояля;
• растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;
• анималистические: мифологические существа и животные;
• восточные: пирамиды, зиккураты:
• антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.
Источник: visart.info