ПУРИЗМ
(франц. purisme, от лат. purus — чистый) Течение во французской живописи конца 1910— 20-х гг. Основные представители - художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы "очищенных" от деталей, к изображению "первичных" элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.
Пуризм - это искусство интеллектуальное исключающее случайность и использующее четкие геометрические формы. Озанфан и Жаннере вдохновляются конструктивными методами конечными целями и эстетикой промышленных машин и утверждают "общую грамматику чувствительности". Формы и цвета упрощены а структуры основаны на прямоугольниках и "правильных планах". В темах преобладают натюрморты составленные из повседневных предметов: тарелки стаканы графины курительные трубки бутылки - которые имеют функциональное значение и трактованы экономично. Их простые и стандартизированные формы могут легко соединяться оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами взятыми из промышленного рисунка с использованием плана общего вида и тени спроецированной по правилам перспективы. Их органичное расположение производит регенерацию форм.
"Можно создать картину как машину. Картина - это механизм волнения". Эта теория была постепенно развита и усовершенствована практическим живописным опытом и особенно в теоретических работах - серии статей в журнале "L'Esprit nouveau" основанном поэтом Полем Дерме Озанфаном и Жаннере в 1920. Эти тексты затем вошли в книгу Современная живопись (Париж 1925) которая вызвала много шуму в кругах стремившихся к осознанию природы художественного творчества и ее рационализации. Пути Озанфана и Жаннере разошлись после 1925. С 1927 творчество Озанфана изменило направление: он снова вводит изображение человеческой фигуры и обращается к стенной живописи ("Купальщики в гроте" 1930-1931 Париж гал. Кати Гранофф). Он откликается на призыв сюрреализма странными но всегда рациональными образами. Затем Озанфан создает произведения на аллегорические темы принесшие ему к сожалению мало удовлетворения ("Жизнь" 1931-1938 Париж Национальный музей современного искусства Центр Помпиду передано на хранение в музей Сен-Кантена).
После 1940 он создает несколько привлекательных произведений таких как "Спящая пушка" (Миннеаполис Художественный центр Уокера) или "Освещенный небоскреб" (Париж Национальный музей современного искусства Центр Помпиду) - плод его американского путешествия. Озанфан оказал влияние на многих художников даже таких известных и значительных как Фернан Леже и Вилли Баумейстер. Педагог он преподавал в самых разных учебных заведениях в Париже Лондоне Соединенных Штатах и воспитал многочисленных учеников - от француженки Марсель Кан до американца Джеральда Мёрфи и в начале 1950-х Роя Лихтенштейна. Наконец из огромного литературного наследия Озанфана следует особо отметить книгу "Искусство" вышедшую в 1928 и вскоре переведенную на немецкий и английский языки. Его "Воспоминания 1886-1962" были опубликованы уже после смерти художника. Произведения Озанфана представлены в частности в музеях Базеля Нью-Йорка (Музей современного искусства и музей Соломона Гуггенхейма) Париже (Национальный музей современного искусства Центр Помпиду) Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1985 в музее Сен-Кантена прошла большая выставка его творчества.
Получив классическое образование Озанфан во время Первой мировой войны вырабатывает принципы своей живописи издавая в частности журнал "Elan" (1915-1917). Но его настоящая творческая карьера начинается в 1917 когда в мастерской Опоста Перре он знакомится с архитектором Шарлем Эдуаром Жаннере (Ле Корбюзье) который также начал заниматься живописью. В 1918 они появляются на художественной сцене показав на выставках свои пейзажи и главным образом натюрморты состоящие из обычных предметов и написанные в простой манере мрачной цветовой гамме и сжатом композиционном построении ("Желтые скрипки" Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду). В 1918 в Париже они публикуют манифест "После кубизма" который отметил рождение пуризма с их точки зрения - наследника кубизма. Они упрекают кубизм в декоративности и особенно в чуждости "современному духу" индустриальной цивилизации машин и научного прогресса. Они стремятся найти в искусстве "неизменные величины" каковыми в науке являются законы. Copyright © RIN 2002-2004
Среди новых течений возникших в начале 1920-х годов в первую очередь следует выделить неоклассицизм и пуризм. Первое течение было достаточно широким, аморфным, объединившим на какое-то время самых разных художников: второе — весьма узким, включавшим немногочисленных представителей. Пуризм вышел из недр кубизма и уже в 1918 г. заявил о себе манифестом "После кубизма". Авторами манифеста были живописец А. Озанфан и архитектор Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Признавая заслуги кубизма, Озанфан и Жаннере упрекали его в тяготении к излишней декоративности, в утрат присущей ему первоначально организованности, дисциплины. Настало время, утверждали они, вернуть предмету его первозданную архитектоническую простоту и чистоту (от французского слова "риге" ("чистый") происходит и название течения). А в качестве некоего пластического символа предмета пуристы выбрали машину как создание абсолютно утилитарное, лишенное всяких нефункциональных аксессуаров. Необходимо отметить, что практическая реализация принципов пуризма оказалась наиболее эффективной в архитектуре. Тем более, что один из авторов манифеста "После кубизма" Ле Корбюзье стал вскоре признанным главой нового направления — конструктивизма. И в теории, и на практике Корбюзье активно развивал новаторские идеи объемно-пространственных решений, ратовал за простоту и ясность геометризованных архитектурных форм, использование новых строительных материалов. в частности железобетонных конструкций. Влияние идей Ле Корбюзье на развитие мировой архитектуры было огромным: затронули эти идеи и прикладное искусство. В живописи достижения пуристов оказались гораздо менее заметными, хотя с этим течением и был связан такой крупный художник XX в., как Ф. Леже. Созданные в соответствии с программой пуризма произведения отличаются условностью, схематизмом. Живописцы предпочитают изображать чаще всего утилитарные, повседневные предметы: стаканы, бутылки и кувшины. "Очищенные" от всего "случайного", предметы становятся "обескровленными", некими голыми знаками. Следует отметить, что во Франции в 1920—30-х годах была распространена теория, согласно которой роль живописи среди прочих видов искусства неуклонно уменьшается. Будущее за техническими, индустриальными формами, к которым живопись будет лишь прикладываться в качестве декоративного элемента. Тяготение к рассудочности, порядку и организованности, получило отражение не только в пуризме. Неоклассицизм во всех его разновидностях еще более показателей в этом отношении, хотя неоклассицизм нельзя рассматривать как единое течение. Правильнее будет говорить о неоклассических тенденциях, по-разному проявлявшихся у художников. Наиболее близок пуризму неоклассицизм Д. Северини. Итальянец по национальности. Северини был активным участником футуристического движения: он много ездил по разным странам, отдавая все же предпочтение Франции. В 1921 г. Северини опубликовал в Париже брошюру "От кубизма к классицизму", в которой, подобно пуристам, ратовал за чистоту формы, конструктивность, словом, за искусство, освобожденное от эмоциональности и построенное на эстетике "циркуля и числа". Станковые картины Северини начала 20-х годов практически иллюстрируют его теоретические посылки: находящиеся словно бы в безвоздушном пространстве схематизированные предметы (чаще всего натюрморты) размещаются на плоскости, образуя организованный, графически четкий ансамбль.
Период пуризма 1917—1930 По приезде в Париж Жаннере устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нем, (апрель 1917 — январь 1919), им выполнено несколько проектов, в основном технических сооружений, — водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие. Создано, кроме того, несколько проектов рабочих поселков - большей частью реализованных - с жилыми домами на одну-две семьи. Работая в упомянутом «Обществе…», становится директором фабрики по производству строительных изделий в г. Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы. Преподает также рисование в детской художественной студии. В Париже Жаннере повстречал Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant), художника-пуриста, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан вводит Жаннере в среду парижских художников, знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже и др. Жаннере начинает активно заниматься живописью, которая в результате становится его второй профессией. В 1919 Жаннере и Озанфан создают обзорно-художественный журнал «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»), в котором архитектурный отдел ведет Жаннере. Свои статьи он публикует с псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новой архитектуры. В 1922 году Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывают свое архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере на долгое время становится его сотрудником-компаньоном. В 1924, они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря Св. Игнатия по адресу ул. Севр,35 (rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов. Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили проект "Современный город на 3 млн жителей", в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей располагались свободно, на расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. В этом и других своих градостроительных проектах — план для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), "План Обюс" для Алжира (1931) - Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог - при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист. В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них — вилла Ла Роша/Жаннере в Париже(1924),вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, (1927), Париж , вилла Савой в предместье Парижа Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье активно использовал свои «Пять точек современной архитектуры». В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке. В проекте Корбюзье использовал, в частности, идею своего дома «ситроен» (1920), — особняка простых форм, несложного в строительстве, относительно недорогого и обладающего при этом современным уровнем комфорта.
На Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau) . Павильон представлял собой жилую ячейку многоквартирного дома — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Подобного рода ячейку Корбюзье использовал позже при создании своих многоэтажных «Жилых Единиц» 50-х годов.
Источник: visart.info