28.12.2015

Десять самых дорогих аукционных продаж 2015 года


Итоговые цифры оборота аукционных домов за 2015 год еще не посчитаны, но они явно не будут меньше прошлогодних (результаты Sotheby’s и Christie’s за первые полгода были на уровне предыдущего или чуточку выше). Однако все рекордные продажи в нынешнем году сконцентрировались в одном разделе — «Импрессионисты и модернисты», даже аукционы послевоенного и современного искусства, которые были лидерами последние пару лет, слегка сдулись. Впрочем, о том, что на сцену вновь выходят вечные ценности — старые мастера, тоже говорить не приходится (рекордов тут немного, и обороты невелики), зато подорожали драгоценности. О трендах каждый может судить сам, а пока мы выбрали самые дорогие аукционные продажи в самых популярных категориях.

лукас кранах старший уста истины

Лукас Кранах Старший«Уста истины». 1525–1528
Sotheby’s, июль 2015, $14,401 млн

Эта картина считается самой важной работой Лукаса Кранаха Старшего из тех, что остаются в частных руках. Понятно, что она стала рекордной для художника и самой дорогой продажей за год в своем разделе. Это более ранний вариант (1525–1528) произведения на тот же сюжет, хранящегося в Национальном музее в Нюрнберге (1534). Легенда об «Устах истины» сложилась в Средневековье вокруг мраморной древнеримской плиты с рельефной маской то ли Тритона, то ли Фавна, находящейся (по сей день) в портике церкви Санта-Мария ин Космедин в Риме. Вообще-то это канализационная крышка, но прежде она служила надежным детектором лжи, и особенно хорошо работала в случае супружеской измены: предположительно согрешившая женщина должна была вложить в пасть чудищу руку, и, если она лгала, чудище руку откусывало. На полотне Кранаха маска трансформирована в каменного льва, а мужчина, щупающий даму за бока, — это ее любовник, симулирующий сумасшествие. Согласно популярному варианту легенды, женщина была сообразительна и, вложив руку в пасть чудовищу, быстро произнесла что-то вроде: «Никто не касался меня, кроме моего мужа и этого случайного сумасшедшего». Что было правдой.

гюстав курбе лежащая обнаженная

Гюстав Курбе. «Лежащая обнаженная». 1862
Christie’s, ноябрь 2015, $15,285 млн

Стоимость обнаженной Курбе, не снявшей чулок, превысила цену на любые другие полотна художника на торгах в пять раз. «Мне нравится Курбе. Его бесстыдство», — писалЛюсьен Фрейд через 100 лет после того, как была создана «Лежащая обнаженная». И был не единственным поклонником французского живописца — среди них множество великих: Эжен ДелакруаЭдуард МанеВинсент Ван Гог, вплоть до современной художницы Трейси Эмин. Формально обнаженная Курбе вполне вписывается в традиции, заложенные еще в эпоху Возрождения (достаточно вспомнить «Венеру Урбинскую» Тициана), однако написана она так, что шокирует зрителей. Конечно, она не столь откровенна, как скандальное «Происхождение мира» или «Спящие», которых даже на выставках показать не могли. Однако не хуже них демонстрирует как мастерство художника в изображении нагого тела, так и его принципиальную роль в становлении искусства будущего (не за эротические же сюжеты Курбе так уважаем). Он создает новые отношения с традицией, ищет баланс между почтением и борьбой с нею, открывая путь искусству ХХ века.

клод моне кувшинки

Клод Моне. «Кувшинки». 1905
Sotheby’s, май 2015, $54,010 млн

«Кувшинки» Клода Моне продавали на аукционах многократно, благо написал он их целую серию — почти подступив в своей поздней живописи к той грани, когда импрессионизм превратился в модернизм. Те, что стали самым дорогим произведением в условном разделе «Импрессионизм-2015», написаны в 1905 году и имеют слегка вытянутый по горизонтали формат. Эта картина — вторая из серии «Кувшинок» по стоимости (самые дорогие проданы в 2008 году за $80,549 млн, они в два раза длиннее и созданы на полтора десятилетия позже).

Художник поселился в Живерни в 1883 году и, уже получив признание на арт-рынке, располагал средствами, чтобы решительно заняться переустройством сада. Сохранились свидетельства тяжбы Моне с местными жителями по поводу его планов отвести от реки Эр поток воды в свой пруд, где он собирался развести водные растения — исключительно в целях «удовольствия для глаз», а вовсе не в коммерческих, в чем его подозревали соседи. С тех пор, как в саду разрослись ирисы, а в пруду — кувшинки, Моне почти ничего больше и не писал.

пабло пикассо алжирские женщины

Пабло Пикассо. «Алжирские женщины» (версия «O»). 1955
Christie’s, май 2015, $179,364 млн

Этот холст ушел с молотка почти за $180 млн при эстимейте приблизительно в $140 млн. С декабря 1954 года по февраль 1955 года Пабло Пикассо создал серию из 15 работ на тему картины Эжена Делакруа «Алжирские женщины», поименовав их буквами латинского алфавита от «A» до «O». С момента своего создания картина «Алжирские женщины» (версия «O») участвовала в большинстве крупнейших ретроспектив художника по всему миру, включая выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1957, 1980), Национальной галерее в Лондоне (1960), парижском Гран-пале (1966–1967) и нью-йоркском Метрополитен-музее (1968). В последний раз она выставлялась на торгиChristie’s в 1997 году и была продана за $31,9 млн (эстимейт $12 млн). С тех пор ее стоимость выросла более чем в десять раз! Хотя, если посчитать годовую доходность, как делают финансисты — или специализированная компания Skate’s Art Market Research, то окажется, что она составляет всего 9%. На сегодня это полотно — самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на публичных торгах.

рой лехтенштейн медсестра

Рой Лихтенштейн. «Медсестра». 1964
Christie’s, ноябрь 2015, $95,365 млн

Энди Уорхол и Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко и Джексон Поллок — установить рамки «послевоенного» искусства в аукционном смысле довольно сложно, не зря торги называются обычно «Послевоенное и современное искусство». Как бы то ни было, в нынешнем году героем раздела стал Рой Лихтенштейн со своей испещренной точками растра «Медсестрой», драматически вскинувшей руку к лицу. «Краеугольный камень карьеры художника», «ослепительный шедевр поп-арта» — так называли это полотно в каталоге тематического аукциона «Муза художника» (на тех же торгах за $170 млн продана и «Обнаженная» Амедео Модильяни, но раздел «модернизма» у нас уже занят Пикассо). Впрочем, провенанс у «Медсестры» и правда достойный — начиная с галереи Лео Кастелли, где она была впервые показана, и заканчивая выставкой в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

герхард рихтер абстрактная картина

Герхард Рихтер. «Абстрактная картина». 1986
Sotheby’s, февраль 2015, $46,306 млн

Понятие «современное искусство» на торгах так же расплывчато, как и «послевоенное искусство» — но Герхард Рихтер как минимум является здравствующим художником. И в уходящем году в очередной раз подтвердил свой статус самого дорогого из здравствующих. Исследователи творчества Рихтера видят в этой картине, которая в 1990-х годах долго висела в Музее Людвига, идеальный пример абстракций художника, со всеми их колористическими и композиционными прелестями, и сравнивают ее «атмосферность» с «Кувшинками» Клода Моне.

альберто джакометти указывающий мужчина

Альберто Джакометти. «Указующий мужчина». 1947
Christie’s, май 2015, $141,284 млн

Бронзовая скульптура высотой 177 см стала в уходящем году самым дорогим произведением в этом виде искусства и вообще самой дорогой в мире скульптурой (аукционные дома не выделяют скульптуру в отдельный раздел, а продают в рамках своего исторического периода — в данном случае «искусство модернизма», причем аукцион и вовсе был сборным и объединял шедевры ХХ века под заголовком «Взгляд в будущее»). «Указующий мужчина» считается одной из вершин в творчестве Альберто Джакометти и в истории искусства ХХ века в целом, раньше она никогда не выставлялась на торги. При жизни скульптора было сделано всего шесть бронзовых экземпляров (а также один пробный), четыре из которых на сегодняшний день находятся в крупнейших музейных собраниях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Тейт Бритен в Лондоне. Выставленный на торги Christie’s экземпляр отличается от других тем, что патина была нанесена на него вручную самим Джакометти, который хотел этим усилить степень воздействия работы на зрителя.

бриллиант голубая луна

Бриллиант «Голубая Луна». Вес 12,03 карата. Добыт в шахте «Куллинан» в январе 2014 года
Sotheby’s, ноябрь 2015, $48,468 млн

Голубые бриллианты — самые редкие из всех драгоценных камней. Прежде они изредка добывались в Индии, среди них — легендарный сапфирово-синий алмаз Хоупа и грушевидный «Глаз идола». Однако единственным источником голубых бриллиантов нового времени остается шахта «Куллинан» в Южной Африке, открытая в 1902 году. Шахта до сих пор поставляет качественные бесцветные алмазы, и всего 0,1% добычи составляют камни с голубым оттенком. В январе 2014 года там был найден кристалл весом 29,62 карата, из которого после огранки «подушкой» получилась «Голубая Луна». С тех пор камень успел побывать на выставке в Музее естественной истории в Лос-Анджелесе, а потом был выставлен на торги в Женеве, вмонтированный для примера в кольцо. «Голубую Луну» купил коллекционер из Гонконга, и бриллиант стал самым дорогим драгоценным камнем или украшением из когда-либо проданных на аукционе.

Ferrari 275 GTB Competizione. 1966
Bonhams, январь 2015, $9,405 млн

Этот гоночный автомобиль был создан в святая святых Ferrari — итальянском городе Маранелло, где находится штаб-квартира компании Ferrari и команды «Формула-1»Scuderia Ferrari. В 1967 году он был выставлен в знаменитых 24-часовых гонках в Ле-Мане, которые называют «гран-при выносливости и экономичности». Начав в квалификационных заездах с 34-го места, болид постепенно пробивался все выше и в основной гонке под управлением пилотов Штайнеманна и Споерри (временно пересевших на Ferrari с привычного им Porsche) финишировал 11-м. На следующий год автомобиль вновь участвовал в гонках, но выбыл из-за проблем с подвеской. Вскоре он попал в частные руки и кочевал от одного любителя гоночных болидов к другому, периодически оказываясь в мастерских Ferrari, где его тщательно восстанавливали. В 1990-х машина начала участвовать в гонках исторических автомобилей и по сей день находится в идеальном состоянии. Этот Ferrari не самый дорогой автомобиль в мире, однако внес свою лепту в топ-10 аукционных продаж 2015 года.

Женская фигурка народности луба (Демократическая республика Конго), около 1880
Christie’s, июль 2015, $9,440 млн

Эта фигурка, являющаяся навершием подставки для лука и стрел, не дотянула до общего рекорда на африканское искусство (свыше $14 млн), однако стала самым дорогим произведением африканского традиционного искусства в 2015 году и поразила многократным ростом эстимейта – с $2,3-3,8 млн предполагаемой оценки до $9,4 млн итога. Свою роль наверняка сыграло то, что скульптура участвовала в большой выставке в 2009 году, которая сопровождалась серьезным научным исследованием. Доктор Бернард де Грюнн установил, что эта фигурка и восемь других произведений принадлежат руке одного, и талантливого мастера, жившего в районе реки Конго в конце XIX века. На это указывают особенности резьбы и в целом «палладианская гармония», которую ученый усматривает в скульптурах, сидениях (подобиях стульев) и подставках для оружия.

Татьяна Маркина

Источник: theartnewspaper.ru

назад к списку новостей »