Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»
Религиозная тематика занимает значительное место в творчестве художника Михаила Нестерова. Среди его наследия особенно выделяется цикл полотен, посвященных деяниям Сергия Радонежского. Наиболее значимой для автора была картина «Преподобный Сергий Радонежский», созданная в 1899 году. На ее создание художнику потребовалось более семи лет. На первый взгляд, композиция полотна незамысловата – святой расположен на первом плане. Правая его рука, лежащая на посохе, протянута вперед, навстречу зрителям, левая прижата к груди. Герой как будто приглашает зрителя следовать за ним по тропе, которая ведет вглубь, в долину, через покрытые лесом холмы. Взгляд останавливается на куполах виднеющегося вдали монастыря. В то время как зритель мысленно спускается к монастырю, фигура святого словно поднимается вверх, готовая воспарить к небесам. Такой эффект создают постепенно возвышающиеся второй и третий планы.
Скромный осенний пейзаж не отвлекает внимание зрителя, заставляя сосредоточиться на фигуре Преподобного Сергия Радонежского. Герой картины изображен святым странником. Это подчеркивают плащ, посох и лапти (обувь очень редко можно увидеть на священных полотнах - обычно святых изображали в длинных, до пола, одеяниях), но не старцем, а совсем молодым мужчиной. Такое изображение неслучайно – автор старался подчеркнуть, что святость измеряется не годами жизни, а деяниями. Картина «Преподобный Сергий Радонежский» отлична от прочих шедевров, составивших цикл, апофеозом которого она является. И это в какой-то мере извиняет потомков, не исполнивших волю художника. Михаил Нестеров желал, чтобы все четыре картины цикла экспонировались вместе. Но сейчас два разных музея - Третьяковская галерея и Русский музей - владеют этими полотнами.