Образ орфея в живописи
Наряду с Гераклом, Орфей считается одним из самых популярных персонажей древнегреческой мифологии в мировом искусстве. Сладкоголосый певец и музыкант, способный своим голосом усмирять диких животных и передвигать деревья и скалы, во все времена олицетворял собой искусство.
Согласно древнегреческим мифам, жизнь Орфея была полна разнообразных приключений. Сын фракийского речного бога и музы, он принимал участие в походе аргонавтов за золотым руном, был большим мастером игры на лире и погиб от рук разгневанных женщин, которых он отверг. Но наиболее известна легенда об Орфее и Эвридике. Лесная нимфа Эвридика была женой Орфея, которую он нежно любил. Но супруги недолго прожили вместе – Эвридика умерла от укуса ядовитой змеи. Орфей спустился за своей возлюбленной в царство мертвых, и даже уговорил Аида (бога подземного мира) отпустить Эвридику. Но певец не смог сдержать данного Аиду обещания не оборачиваться на обратном пути и навсегда потерял свою жену.
Образ Орфея широко используется в мировом искусстве: музыке, кино, литературе и живописи. Причем первое подобное упоминание датируется 6 веком до нашей эры. В изобразительном искусстве древнегреческий певец стал появляться уже в 15 веке - картина Луки дела Роббиа «Орфей, или Музыка» (1439) и гравюра А. Дюрера «Гибель Орфея» (1494). В эпоху Возрождения интерес к античной культуре сделал образ Орфея привлекательным для живописцев – к жизни древнегреческого певца обращались и Тициан («Орфей и Эвридика»), и Тинторетто («Орфей»), и Ян Брейгель Старший («Орфей в аду»), и Порденоне («Фракиянки, убивающие Орфея»). Но все эти работы являются лишь иллюстрациями мифов об Орфее, как и картины мастеров классицизма: Николя Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой», Жана Рау «Орфей и Эвридика» и с некоторым допущением Фредерика Лейтона «Орфей и Эвридика».
Предшественник французских импрессионистов Камиль Коро дважды обращался к образу Орфея в период увлечения пейзажем: «Орфей выводит Эвридику из подземного царства» (1861) и «Орфей оплакивает Эвридику» (1865). Эти две работы очень похожи стилистически, их главный герой вовсе не персонаж древнегреческих мифов, а окружающая его природа. Среди неоимпрессионистов интерес к древнегреческому певцу проявлял Анри Мартен, который создал две картины по сюжету мифа: «Орфей в лесу» и «Орфей играет на лире». Особой популярностью образ Орфея пользовался среди символистов, но в этом нет ничего удивительного – древнегреческий певец готовый символ искусства: любящий, страдающий и погибающий от непонимания окружающих. Особенно охотно обра зом Орфея пользовались основатели символизма Густав Моро («Орфей», «Гибель Орфея», «Орфей на могиле Эвридики») и Редон Одилон «Орфей».