Музыкальные инструменты на картиных европейских художников 16-17 веков
Все виды искусства неразрывно связаны друг с другом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музыкальные инструменты часто становились объектом для творчества многих художников. Чаще всего музыкальные инструменты и люди, играющие на них, встречаются на картинах 16-17 веков.
Например, почти на трети картин голландского художника Яна Вермеера, так или иначе, присутствует музыка. Один из исследователей его творчества даже посчитал, сколько и каких музыкальных инструментов встречается на полонах художника. Но не стоит думать, что подобное увлечение музыкой характерно только для Вермеера, эта тема, так или иначе, прослеживается в творчестве многих его современников: Франса ван Мириса, Якоба Охтервельта и Питера де Хоха.
В некоторых работах («Бокал вина», «Урок музыки») Вермера музыка становится главной темой, а присутствие на этих картинах музыкальных инструментов является утончённым намёком на романтические отношения героев. «Урок музыки» - одно из самых известных произведений Вермера. На нем изображена девушка, музицирующая на вёрджинеле – одной из разновидностей клавесина. Причем инструмент прорисован настолько точно, что удалось даже установить, где он был изготовлен. Также на картине присутствует виола да гамба (предок современной виолончели). Установлено, что художник добавил второй инструмент на завершающей стадии работы. Это существенно изменило сюжет картины – наличие двух инструментов предполагает дуэт двух персонажей, а значит и некую романтическую линию.
Часто можно встретить музицирующих персонажей и на картинах Жана Ватто – основоположника французского рококо. Основной темой творчества Ватто были «галантные празднества», а именно аристократическое общество, отдыхающее на природе: беседующее, флиртующее, танцующее или музицирующее. Таковы картины «Танец», «Радости бала», «Полная гармония», «Пасторальные танцы», «Гамма любви» и многие другие. Подобные работы были очень популярны в тот период в дворянских кругах Франции.
Популярным музыкальным инструментом среди художников была арфа, причем зачастую на картинах она несла некое символическое значение. Например, картине И. Босха «Сад радостей земных» присутствует человек, распятый на струнах арфы. Возможно, так художник проводил аллегорию между натяжением струн и напряжением человеческой жизни. На картине П. Брейгеля «Безумная Грета» арфа, по которой ползет паук, символизирует чревоугодие. Первая российская арфистка Глафира Алымова изображена на картине Д. Г. Левицкий «Портрет Г. И. Алымовой» (1776). Очень много музыкальных инструментов на картине И. Босха «Ад» из триптиха «Сад земных наслаждений» (ок. 1500). Иногда эту картину даже называют «Ад музыкантов». Среди изображенных инструментов – барабан, труба, треугольник, волынка, флейта, лютня, арфа и, экзотическая сейчас, колесная лира. Исследователи творчества Босха различают на этой картине множество христианских символов, в частности, несколько раз повторяющийся символ троицы. Помещение музыкальных инструментов в эту часть триптиха возможно объясняется тем, что музыка символизирует наслаждение, а за наслаждение в этом мире придется терпеть муки в аду.
Высокая востребованность в символизме в культуре позднего Средневековья, эпохи Возрождения и периода стали причиной появления натюрмортов в стиле ванитас. Среди символов ванитас важную роль играют и музыкальные инструменты. Любой из них означал как минимум быстротечность и эфемерность жизни (звук отзвучал – и нет его). Но в большинстве случаев они имели еще несколько значений, например, на картине «Аллегория бренности и славы» (1660) Петера ван дер Виллиге медная труба означает славу и триумф, указывая одновременно на его скоротечность.
Музыкальные инструменты играют большую роль в творчестве итальянского художника Эваристо Баскениса. Этот художник специализировался на натюрмортах с музыкальными инструментами. Особенно хорошо у него получались лютни, созданные мастерами династии Амати. Наиболее известные картины этого художника: «Натюрморт с музыкальными инструментами и маленькой статуэткой» (1645), «Натюрморт с инструментами» (1667) и «Музыкальные инструменты» (1650 и 1667).
Особая роль музыкальным инструментам уделяется в картинах на мифологические сюжеты. В этом случае музыкальные инструменты символизируют какого-нибудь мифологического персонажа, например лира – Орфея, свирель – Пана. Также музыкальные инструменты являются непременными атрибутами муз. Так, для музы истории Клио – это труба, для музы трагедии Мельпомены – виола. Конечно, количество картин, где, так или иначе, изображены музыкальные инструменты, гораздо больше, но рассказать о них всех в рамках одной статьи практически невозможно.