Школа мусорных вёдер
Школа мусорных ведёр (Ashcan School) или Ашканская школа - художественное направления в живописи США в начале 20-го века.
Школа мусорных ведёр, несмотря на громкое название, не была полноценной художественной организацией – не было выпущено манифеста движения или каких-либо теоретических трудов, в период работы художники не считали себя единственным обществом и не были связаны одинаковыми вкусами или карьерой, к тому же они существенно различались по своим политическим взглядам: одни были аполитичны, другие - активно интересовались политикой. Часть из них познакомилась в Академии изящных искусств в Филадельфии, где работал известный художник-реалист Томас Аншуц. Другие работали иллюстраторами в редакциях филадельфских газет.
Сущность поисков и сюжетов школы сформирована одной фразой – искусство должно быть как журналистика или репортерство, с красками, реальными уличная грязь или лед в лужах. Художники ашканской школы считали, жизнь и быт бедноты, пролетариата и среднего класса достойны быть запечатлены на холсте, и ничем не обидят добропорядочность или аристократические вкусы зрителя. Персонажи картин школы – это обездоленные с бедняцких районов, маргиналы из трущоб, жители из перенаселенных окраин, неудачники или люди, которые не нашли себя в обществе. Они выглядят подавлено даже в уютных интерьерах или парках. Остроте ситуации добавляет мрачный быт, веселье за деньги. Среди героев картин часто встречаются те, кто оказался на обочине жизни: инвалиды, алкоголики, проститутки, мелкие воришки; город с его ускоренно-изнурительным темпом жизни, а также животные, которых не любило тогдашнее благородное общество (свиньи).
В 1904 году художники школы переехали из Филадельфии в Нью-Йорк. Именно здесь в 1908 году и была организованна Школа мусорных ведер. Но время существования школы было недолгим из-за ряда обстоятельств (1908-1920). Некую путаницу вносит выход пяти художников из общества «Восемь», перешедших в Школу мусорных ведер. «Восемь» - это не указание на количество участников, а в год (1908) основания общества. На короткий период в обществе возникает интерес к творчеству школы, прошло несколько выставок, в прессе стали появляться отзывы критиков. Само название появилось, так же как импрессионизм, благодаря критикам. В переписке один из них отметил, что эти художники стремятся изображать мусорные вёдра и нижнее белье уличных девушек.
Другая часть художники общества «Восемь» не входили в Школу мусорных ведёр и их художественная манера заметно отличается от стилистики и темной гаммы живописцев школы. Подобная стилистика негативно отразилась на критике, их картины называли пессимистичными, тревожными и неподходящими для выставок и музейных коллекций. Картины последователей школы быстро перестали пользоваться популярностью. Поэтому большинство сторонников школы зарабатывало на жизнь не продажей собственных картин, а работой в многочисленных периодических изданиях Нью-Йорка иллюстраторами. В начале 1920-х годов произведения художников Школы мусорного ведра уже расценили, как старомодные и лишены актуальности. Движение постепенно прекращало существовать. Самые известные работы: «Снег в Нью-Йорке» (1902) Роберт Генри, «Бар Максорлис» (1912) Джон Слоан, «Американская деревня» (1912) Эдвард Хоппер, «Аллен-стрит» (1912) Джордж Лакс, «Пятое авеню» (1910) Эверетт Шинн, «Нью-Йорк» (1911) Джордж Беллоуз.
Практически на 80 лет о Школе мусорного ведра знали только искусствоведы. Однако долгое время серьезную путаницу вносило отсутствие конкретики в количестве членов группы. Историки то добавляли, то убирали участников школы корзины, что вызывало определенные трудности и делало границы общества весьма нечеткими. В начале 21 века возрос интерес к реалистической живописи. Это способствовало и появлению интереса и к творчеству представителей Школы мусорного ведра, как к национальному достоянию США. Картины представителей школы начали разыскивать и покупать галереи и музеи.