11.12.2015

Творчество Уильяма Тёрнера


К сожалению, в России творчество Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775–1851) малоизвестно. А между тем, его работы в определенной степени предвосхитили появление импрессионизма. К тому же, художник для создания картин использовал оригинальный метод – он клал краску на холст широкими, густыми мазками, используя для этого не кисть, а мастихин, процарапывая границы мазка ногтями. И это давало видимый эффект – картины Тёрнера поражали воображение, как современников, так и современных зрителей.

Художник-новатор родился в Лондоне в семье цирюльника. Его отец, ввиду отсутствия свободных средств не смог дать ребенку никакого образования. Однако Уильям занялся самообразованием, в том числе он перерисовывал гравюры, и вскоре преуспел в этом занятии. Тёрнер решил не останавливаться на достигнутом, и обратился к живописи – стал рисовать лондонские пейзажи и виды предместий английской столицы. Эти работы пользовались большой популярностью и охотно раскупались жителями и гостями Лондона. Этот «бизнес» позволил Тёрнеру посещать занятия в Академии художеств. Уже через год после начала обучения, его акварели были представлены на ежегодной выставке. Наибольшее влияние на формирование художественной манеры начинающего живописца в тот момент оказали Гертин и Уилсон.

Творчество Уильяма Тёрнера

В молодом возрасте Тёрнер часто путешествовал по Англии, отдавая предпочтение пешим прогулкам. Во время этих путешествий он зарисовывал самые живописные виды страны. Эти наброски в дальнейшем он часто использовал при создании картин. Примерно в этот же период появляются его первые пейзажи, для которых характерно очень точное, практически топографическое изображение местности. Он также не боялся для усиления использовать светотеневые эффекты. После возвращения из очередного путешествия Тернер входит в кружок коллекционера и мецената Т. Монро. Совместная работа с членами кружка по копированию картин Дж.. Козенса и других художников привела к тому, что Тернер полностью отказался от топографического пейзажа и начал экспериментировать с размывкой, локальным колоритом и цветом. В 1796 году он закончил свою первую картину маслом – «Рыбаки в море» (1796), хотя до этого работал исключительно в жанре рисунка и акварели. Примерно в этот же период Тернер увлекается стихами английских поэтов-романтиков, что находит отражение в его творчестве – он начинает рисовать романтические и метафорические пейзажи, а также картины на исторические и религиозные сюжеты, например, «Пятая египетская казнь», (1800), «Десятая египетская казнь», (1802).

Творчество Уильяма Тёрнера

В 1802 году Тёрнер вступает в Королевскую академию художеств и отправляется в путешествие в континентальную Европу. Он посещает Францию, где знакомится с картинами известных мастеров: Рембрандта, Тициана, Пуссена, а в Швейцарии работает над горными пейзажами. Природа этой страны произвела на художника сильное впечатление. Именно здесь была окончательно сформирована его художественная манера. Картины, законченные Тёрнером после путешествия в Европу, относят к зрелому творчеству. В этих работах чувствуется влияние Лоррена («Кораблекрушение», (1805), «Пейзаж на Темзе с радугой», (1806)). Но художник не забывает и о графике, выполняя цикл гравюр в смешанной технике.

Творчество Уильяма Тёрнера

Кроме успешной живописной карьеры, Тёрнер успешно занимался и преподавательской деятельностью. Более двадцати лет он преподавал перспективу в Королевской академии художеств. Его оригинальные воззрения на искусство зафиксированы в нескольких печатных работах, где среди прочего он рассказывает о своей трактовке пейзажа, об истории этого жанра, и о том, что перспектива, светотень и колорит не могут быть использованы отдельно друг от друга.
В 1804 году Тёрнер открывает собственную галерею, где выставляет свои работы. Но публика воспринимала его творчество не так, как этого хотел художник. Зрители восхищались гравюрами Тернера, а вот его пейзажи практически не замечали. Вероятно, публику отпугивало то, что его живописные пейзажи сильно напоминали акварель благодаря легкому и прозрачному мазку. Тогда как его акварели все больше становились похожи на живопись маслом из-за насыщенной палитры. Среди работ этого периода стоит исторические картины «Метель. Переход Ганнибала через Альпы», (1812) и «Дидона строит Карфаген», (1815).

Творчество Уильяма Тёрнера

В 1819 году художник посещает Италию. Его итальянские работы отличаются еще большей высветленностью палитры и цветными тенями («Венеция. Сан-Джорджо при восходе солнца», 1819). На поздних пейзажах, Тернера больше внимания стал уделять не отдельным элементам пейзажа, а среды, в которой они все находятся. Он пытался максимально достоверно передать состояние атмосферы, воздух, свет и тень. Этим он практически на полтора века предвосхитил творческие искания французских импрессионистов. На картинах этого периода часто можно встретить пожар, шторм, метель или проливной дождь: «Пожар Парламента», (1835), «Дождь, пар и скорость» (1844), «Снежная буря» (1842), «Последний рейс корабля «Отважный»», (1838–1839).

назад к списку новостей »