11.12.2015

Творчество Клода Моне


Имя Клода Моне неразрывно связанно с импрессионизмом: он стоял у истоков этого стиля, благодаря его картине появилось название «импрессионизм», и именно в его творчестве наиболее четко отобразились все этапы развития нового стиля.

Моне переехал в Париж восемнадцатилетним юношей, имея за спиной уроки живописи пейзажиста Эжена Будена. Однако уже в столь юном возрасте он понял, что официальное салонное искусство – это не его выбор, и предпочитал проводить время с группой молодых художников: Милле, Курбе, барбизонцев, которые собирались в «Кабачке мучеников». В картинах Моне 1860-х годов пейзаж еще не вышел на первый план, а остается лишь фоном для главного – человеческой фигуры. Художник всегда уделял ей особое внимание, например в портрет «Камилла», где внимание к передаче момента движения женщины преобладает над психологической характеристикой персонажа.

«Завтрак на траве» (1866), показывает горожан, выехавших на природу и отдыхающих в тени дерева на расстеленной по земле скатерти. Картина отличается традиционностью и уравновешенностью композиции. Но Моне увлекает не столько задача сопоставить человеческие характеры или запечатлеть оригинальную сюжетную ситуацию, сколько проблема интеграции человеческой фигуры в пейзаж и передача атмосферы непринужденности и спокойного отдыха, царящей в группе. Художник с большим вниманием относится к игре солнечных бликов, чем к человеческим лицам. Он также четко передает игру разноцветных рефлексов на скатерти и полупрозрачность женского платья. В «Завтраке на траве» К. Моне привлекает жизнь света и состояние среды, и именно с этой картины пленэрные открытия стали разрушать классическую систему живописи. Подход художника к миру – прежде всего пейзажный, а человек, его характер, действия и взаимосвязи с миром, с каждым годом интересовали Моне все меньше. Например, его первых настоящих импрессионистических пейзажах («Сирень на солнце», 1873), фигуры женщин, сидящих в тени кустов цветущей сирени, даны в той же манере, что кусты сирени и трава. Для молодого живописца, человеческие фигуры лишь часть пейзажной среды, но ощущение тепла раннего лета, свежести молодой листвы и жаркое солнечное марево передано с необычайной живостью и убедительностью.

В 1873-1874 годах полностью формируется типичный для первого этапа развития импрессионизма стиль Моне. Кстати, именно тогда пейзаж художника «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) дал название новому направлению в живописи. Но не этот пейзаж является наиболее показательным для этого этапа, а картины «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873), «Снег в Аржантее» (1875), «Поле маков. Аржантей» (1873) и «Вид Темзы и Парламента в Лондоне» (1871).

Полотно «Бульвар Капуцинок» интересно тем, что эта работа четко показывает все достоинства, недостатки и основные противоречия творческого метода импрессионистов. Моне точно передает мгновение «бурлящей жизни» большого города: шум уличного движения, мглистость воздуха, лучи февральского солнца, легкую пелену сероватых облаков, свежую голубизну неба. Это наблюдательный взгляд художника, брошенный в окно, и запечатлевший увиденное. Картины Моне четко передают всю сложность окружающего световоздушного пространства, но его совершенно не волнует проблема раскрытия мира в его цельности, величии и значительности. Конечно, в лучших работах художника эта «однобокость» стиля практически незаметна. Например, «Парусная лодка в Аржантее» (1874), прекрасно передает закатный свет летнего дня и мягкое ощущение тихого состояния природы. Взволнованное море притягивает взгляд в пейзаже «Скалы в Бель-Иль» (1886), но главное в этой картине – это единение природы и человека.

Переход от этапа 1880-х годов к позднему этапу творчества Моне начинается его работах-сериях, которые посвященны определенному сюжетному мотиву: «Стога сена» (1886) и «Руанские соборы» (1893-1895). Запечатлевая Руанский собор или стога сена в разное время суток, художник пытался как можно точнее передать различие освещения, состояние атмосферы и окружающей природной среды, что ему прекрасно удалось. Но для Моне нет принципиальной разницы, изображать Собор или стога – все это для него лишь фон для свежести утреннего воздуха, полуденного зноя, сиреневатости близких сумерек. Со временем потеря интереса к материальной телесности мира приводит к тому, что в творчестве художника возрастет ощущение зыбкости в оптической среде (например, пейзаж «Туман в Лондоне», 1903) и чисто декоративное восприятие природы. В 20-м веке живопись Моне теряет свою прежнюю воздушность и пространственность, становясь плоскостной, таковы, например, «Белые кувшинки» (1899). Пейзажи Клода Моне 1870-1880 годов, вместе с картинами Сислея и Писсарро, образуют яркую финальную главу в истории французского пейзажа 19 века. Его работы, выполненные путем разложения сложных тонов на чистые цвета, которые накладывались на холст отдельными мазками, создавали неповторимую светлую и трепетную воздушную живопись.

назад к списку новостей »